Составленный Советом Европы и обнародованный вчера в Страсбурге доклад о состоянии прав человека в России сокрушителен. В нем подтвержден очевидный факт, что при правлении Владимира Путина - имя которого не упоминается - и в противовес тому клише, которое Кремль пытается навязать в качестве официальной правды, Россия с каждым разом становится все больше похожа на плохо управляемую автократию и все меньше на место проведения якобы либеральных реформ.
Комиссар Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес (Alvaro Gil-Robles) указывает, что наибольшее беспокойство вызывают такие проявлениями шаткости российской демократии, как расцвет расизма, ксенофобии и все более непримиримого национализма. Эту безрадостную картину дополняют уже ставшее обыденным насилие со стороны органов охраны порядка, слабость судебной системы, административная коррупция и положение в тюрьмах, где, например, ВИЧ-инфицированным заключенным не оказывается специальная медицинская помощь.
Сегодня в путинской России, где по-прежнему - даже в Парламенте - продолжает проявляться глубоко укоренившийся антисемитизм, расизм и расисты выбирают себе в качестве излюбленных жертв другие меньшинства. После распада Советского Союза старые призраки социальных и культурных различий, прежде подавлявшиеся коммунистическим режимом, нашли себе новые пути выхода в общество. Жесточайшая ксенофобия десятков тысяч бритоголовых в первую очередь направлена против азиатов и африканцев. Среди россиян пальма первенства принадлежит выходцам с Кавказа, в общем, и чеченцам, в частности, которые ритуально подвергаются преследованиям и становятся объектами подозрений.
В докладе наивысшего органа ЕС, в задачи которого входит наблюдение за развитием положения прав человека, парламентской демократии и власти закона, отмечается, что одной из основных проблем является антидемократичность менталитета тех, кто обязан следить за выполнением закона и соблюдением прав человека. Сюда же стоит добавить и повсеместно и неуклонно распространяющуюся коррупцию, лежащую в основе многих наиболее острых проблем страны, начиная с плачевного положения в Вооруженных Силах и заканчивая злоупотреблениями и зверствами в Чечне или неэффективностью антитеррористической борьбы. Путин сам признал, что многие россияне больше боятся милиции, чем преступников, но стремление хозяина Кремля искоренить этот порок оставляет желать большего.
Начиная с 2000 года, российский президент - стремление к автократии которого объясняется как полученной подготовкой, так и наклонностями - значительную долю своего влияния потратил на укрепление личной власти путем обуздания различных структур, средств массовой информации и экономических сил. В этом он, без сомнения, преуспел. Причем, до такой степени, что посетившая Москву с визитом глава американской демократии, не раздумывая, заявила, что строгий и безграничный контроль Путина над государственным аппаратом и общественным мнением вызывает серьезные опасения. Хозяин Кремля всегда отвечал на критику извне общими заявлениями антизападного характера в соответствии с тем национализмом, что распространяется из коридоров власти. В этом смысле более, чем вероятно, что сделанная Советом Европы радиография не поможет улучшить сомнительные отношения с Москвой.