БЕРЛИН, 20 апреля. У российского авиастроительного концерна 'Сухой' дела идут хорошо. За последние несколько лет поставки боевых самолетов-перехватчиков Су-27, Су-30 и т.д. в Китай, Индию, Вьетнам, а также в Индонезию и Малайзию принесли ему миллиарды долларов. При этом экспорт военной техники играет не последнюю роль экономическом подъеме России.
Но генеральный директор компании Михаил Погосян не намерен на этом останавливаться. С созданием регионального самолета RRJ 'Сухой' выходит на рынок гражданской авиации. 'На рынке боевых самолетов мы для себя уже не видим больших возможностей роста', - заявил Погосян в интервью газете 'Берлинер Цайтунг'. 'Западные концерны-производители военной техники уже давно и небезуспешно работают в гражданской сфере. Вспомните 'Боинг' или EADS. 'Сухой' также включается в эту тенденцию. До настоящего времени доля гражданской продукции в производстве 'Сухого' составляла менее пяти процентов', - добавил он.
Жесткая конкуренция
'В этом сегменте большая конкуренция, - признает Погосян, - но, как мне кажется, мы открыли свободную нишу'. Машины бразильской компании Embraer, канадского концерна Bombardier и других имеют на борту или до 75 или более 110 мест. Именно нишу между этими величинами и должен занять российский региональный самолет (RRJ), говорит Погосян. 'Но это не единственная причина нашей уверенности в успехе', - заявляет он. Самолет серии RRJ обойдется покупателю на 10-15% дешевле, чем аналог конкурентов. Согласно подсчетам, дешевле станет и эксплуатация новой машины.
В ее создании планируется использовать некоторые материалы и технологии, хорошо зарекомендовавшие себя в производстве боевых самолетов. Речь, прежде всего, идет о т.н. композитных материалах и соединениях из металопластика, обладающих сверхлегкостью. Не останется без внимания и опыт, накопленный в производстве систем управления и двигателей.
Но кроме опыта есть еще одна сторона - финансирование. 'Чтобы окупить производственные затраты, нам нужно будет продать 300 самолетов. Однако мы не сомневаемся, что сможем преодолеть цифру в 700 самолетов', - полагает гендиректор 'Сухого'. В успехе своего проекта ему уже удалось убедить два российских государственных банка, которые согласились выделить в 2005 году 200 миллионов долларов.
В будущем Погосян надеется привлечь и иностранных инвесторов. Какие трудности могут при этом возникнуть, показывает недавний пример немецкого концерна 'Сименс', которому российские власти отказали в приобретении пакета акций холдинга 'Силовые машины', т.к. последний занят в оборонной отрасли.
Как заявил министр промышленности России Виктор Христенко в ходе Ганноверской ярмарки, в России пока нет законодательных основ для участия иностранного капитала в предприятиях ВПК. Но правительство работает над решением этой проблемы.
Надежда на старых клиентов
Погосян считает, что решение уже найдено. Новый завод по производству гражданских самолетов станет самостоятельным дочерним предприятием оборонного концерна. 'Поэтому в долгосрочной перспективе мы можем заинтересовать и иностранных инвесторов', - считает он. Однако не понятно, что он имеет в виду, говоря о 'долгосрочной перспективе'.
Погосян надеется в первое время на иностранных покупателей нового самолета. Соответствующий интерес по его словам уже выразили покупатели боевой продукции 'Сухого'. Кроме того, он рассчитывает на заказы со стороны Международного авиационного альянса Star Alliance, в который входит и германская авиакомпания Lufthansa.