Во второй раз приехав в Бишкек после революции, я осознаю, что переходное правительство добилось определенных успехов в восстановлении в Киргизии обстановки стабильности. Жизнь в столице выглядит спокойной, да и сама она смотрится ярче.
Однако многое еще предстоит сделать. Временным руководителям страны, которые взяли власть в свои руки после того, как бывший президент Аскар Акаев покинул в прошлом месяце Бишкек, нужно восстановить доверие народа к политическим процессам в стране, а для этого необходимо взять курс на демократию. Для обеспечения безопасного перехода к демократии и экономическому процветанию в этой среднеазиатской республике самым лучшим вариантом является поэтапный и постепенный подход. В то же самое время, необходимо оказывать политическое давление на новое правительство, чтобы обеспечить его приверженность демократическому процессу.
Совершенно очевидно, что в этом плане первым приоритетом являются предстоящие 10 июля президентские выборы. Для признания их легитимными выборы должны быть свободными, честными и, что самое главное, открытыми. Нарушения в ходе избирательного процесса способны серьезно подорвать территориальную целостность и внутреннюю стабильность в Киргизии. Я не исключаю возможности новой вспышки насилия в стране, если переход власти не будет демократическим и учитывающим все интересы. Свободные и честные президентские выборы станут фикцией, если мы не сможем обеспечить равноправного участия всех кандидатов. Сегодня не ясно, будет ли участвовать в президентских выборах самая популярная, возможно, на сегодня в Киргизии политическая фигура, бывший сторонник нынешнего и.о. президента Курманбека Бакиева Феликс Кулов. Не можем мы на сегодня быть уверенными и в том, что к Кулову будут относиться как к равному кандидату. В то же время, мы не можем говорить о свободных и честных выборах, если нам не удастся изгнать из послереволюционной политики коррупцию и организованную преступность. Сегодня нельзя не замечать, что два эти фактора создают серьезные проблемы. Мы слышим о том, что на юге страны все еще господствуют синдикаты организованной преступности, занимающиеся наркотиками и контрабандой оружия. Степень развития законности в стране вызывает серьезные опасения. ОБСЕ, помогая организовывать наблюдение за процессом выборов, способна сделать так, чтобы эти тревожные факторы не помешали проведению свободных и честных президентских выборов.
В период после выборов главное внимание следует уделить восстановлению законности и порядка, а также перестройке силовых структур Киргизии. Нужно упорядочить и усовершенствовать структуры милиции и сил безопасности, необходимо обеспечить верность милиции государству. Невозможно иметь хорошо функционирующий порядок, не говоря уже о демократии, не располагая средствами обеспечения такого порядка. Евросоюз, США и Россия вместе должны помочь правительству Киргизии оборудованием, техникой, а также оказать помощь в подготовке сил безопасности. Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе имеет хорошие возможности для того, чтобы координировать данный процесс. Все заинтересованы в том, чтобы в Киргизии была создана хорошо функционирующая структура безопасности. Восстановление контроля над южными районами - это тоже шаг в правильном направлении. Есть настоятельная и срочная необходимость в том, чтобы помочь Киргизии в разработке упреждающих инициатив, направленных на борьбу с организованной преступностью и терроризмом.
Однако нам не следует путать безопасность с авторитарным правлением. Реформы в системе безопасности следует проводить совместно с конституционными реформами. Нелепо полагать, что в интересах безопасности следует жертвовать демократией. Демократия - это самая лучшая долгосрочная политика безопасности.
Властям в Бишкеке, вне всяких сомнений, придется взяться за осуществление экономических реформ, за налаживание инфраструктуры и решение социальных и гуманитарных вопросов. Разработка общенационального плана развития - а это обычное дело для стран-кандидатов на вступление в Евросоюз - имеет значительные плюсы. Такой подход поможет определить приоритеты и оценить уровень внутренних возможностей по реализации законодательных, юридических и экономических реформ в Киргизии. Но ясно одно: экономическое развитие в Киргизии может в перспективе быть обеспечено только путем создания активного сектора малого и среднего предпринимательства. Малые и средние предприятия - это основа современной экономики.
Если работа будет хорошо спланирована и пойдет в нужном русле, если будут определены цели на ближайший период, мы добьемся успеха в обеспечении необратимости процесса демократизации.
Однако при этом не следует терять из виду и перспективу. События в Киргизии приоткрыли окно возможностей для распространения демократии, прав человека и экономического процветания во всем среднеазиатском регионе. Именно этим целям подчинена деятельность ОБСЕ. И данную возможность мы не можем упустить.
Поскольку Европа и другие государства обсуждают проблемы демократических и экономических реформ со странами Ближнего Востока и Кавказа, вполне реально также разработать большую стратегию для будущего Средней Азии. Евросоюзу лучше подготовить всестороннюю региональную программу для Средней Азии. На мой взгляд, чисто двусторонний подход в данный момент недостаточен и неполноценен.
Дмитрий Рупель является действующим председателем ОБСЕ и министром иностранных дел Словении