11 апреля было абсолютно во вкусе Штеффена Грушки (Steffen Gruschka). В тот день стало известно, что российско-британскому концерну ТНК-ВР предъявлено требование о доплате налогов в размере, превышающем 22 миллиарда рублей. Через несколько минут индекс РТС на московской бирже упал на 4 процента. Фондовый менеджер, специализирующийся на акциях восточно-европейских компаний, появился в своем офисе после деловой встречи только в середине дня. Неприятностей была уже масса. Но это продолжалось недолго, и он снова был в наилучшей форме: Грушка стал покупать.
Настоящее искусство на таких рынках - идти на неожиданные шаги. По крайней мере, в пользу действий Грушки говорят успехи созданного три года назад инвестиционного фонда DWS Russia. 'Там многое делается менее профессионально, чем у нас, - рассказывает он о своем подходе к делу. Надо, что касается такой страны, просто развивать интуицию. - Это процесс болезненного постижения'. Так, например, когда-то может рухнуть и вездесущий в России 'Сбербанк'. Но это не означает, что курс его акций будет невысоким. 'Иногда надо именно закрыть глаза'.
Любимая история Грушки о случаях, которые подстерегают на российском рынке, связана с тем, что случилось в октябре прошлого года с московским предприятием 'Мосэнерго'. Ничего хорошего об этой компании он сказать не может. Классический случай, когда продаешь акции, не владея ими, а затем, позднее, покупаешь их снова в идеальном случае по более выгодному курсу. Только однажды к этой идее пришло столько фондов хеджирования, что акций 'Мосэнерго' не хватило, чтобы позиции сбалансировать. Курс повысился вдвое, и некоторые фонды хеджирования, возможно, понесли серьезные убытки, в то время как владельцы акций такого ужасного предприятия неожиданно стали свидетелями удивительного повышения курса. Впрочем, затем им пришлось срочно действовать, так как курс акций 'Мосэнерго' вскоре упал до прежнего уровня.
Учитывая подобные вещи, не удивительно, что Грушка прекрасно понимает значение фондовых менеджеров. Действительно, на таком рынке, как российский, можно оказаться в пропасти, способной поглотить все с трудом достигнутое раньше. Поэтому умение видеть все в целом столь же важно, как и умение заметить самые незначительные признаки опасности для акций отдельной кампании.
В какой мере можно ошибиться, показал в прошлом году случай с нефтяным концерном ЮКОС. Когда был арестован глава его правления Михаил Ходорковский, один брокер заверил его, что все будет в порядке. Ходорковский, мол, слишком интеллигентен, чтобы идти на серьезные проблемы, так звучало обоснование. 'Это была самая страшная ошибка, с которой я когда-либо встречался', - говорит Грушка. С некоторого времени акции прежде самой крупной российской компании исчезли. Осталось недоверие, отбросившее московский рынок ценных бумаг далеко от рынков других развивающихся стран.
Но именно эта потребность оздоровления вселяет в Грушку оптимизм по поводу будущего. С некоторого времени на московском фондовом рынке соотношение курс-прибыль на уровне 7, базирующееся на оценках возможной прибыли в 2005 году, оценивается как самое низкое, по сравнению с рынками крупных развивающихся стран. До сих пор при определении курса по-настоящему не учитывалась и заметно выросшая за последние полтора года цена на нефть. Одновременно стали склоняться к мнению, что разрушение ЮКОСа останется единичным случаем. Недавняя встреча Владимира Путина и олигархов, в ходе которой российский президент пообещал сократить сроки амнистии по правонарушениям во время приватизации с десяти до трех лет, подействовала, как успокоительная пилюля.
У фондового менеджера DWS есть на прицеле немало предприятий, чтобы начать оперативно торговать их акциями, как тогда, 11 апреля. Среди нефтяных компаний он отдает предпочтение акциям компаний 'Лукойл', 'Башнефть' и 'Татнефть'. По его мнению, серьезным фаворитом является также 'Газпром'. В данном случае, например, низок политический риск, так как концерн преследует те же интересы, что и государство. Впрочем, в краткосрочном плане работа Грушки результатов пока еще не даст. Российский рынок все еще идет вниз. Однако фондовый менеджер настаивает: 'В случае появления негативных новостей - продавай, хороших - покупай - эта формула не функционирует'.