В Вашингтоне украинского президента Виктора Ющенко принимали как героя. Во время своего визита он заключил договор с Соединенными Штатами о новом стратегическом партнерстве и выступил с историческим обращением к участникам совместного заседания палат Конгресса. На протяжении всей поездки, и особенно во время переговоров с президентом Джорджем Бушем, Ющенко постоянно возвращался к своей главной теме - приверженности обеих стран демократическим ценностям. Президенты обсудили большое число вопросов, представляющих взаимный интерес; однако примечательно, что в повестке отсутствовала одна немаловажная тема: религия. На Украине, как и в других частях мира, до настоящего времени ведется борьба за свободу и независимость от Русской Православной Церкви.
В своей довольно спорной книге 'The Clash of Civilizations' ('Столкновение цивилизаций') Самуэль Хантингтон выявляет фундаментальный водораздел между регионами, представляющими католицизм и протестантство на Западе, и православие на Востоке. Однако, как показали недавние события, можно провести более четкую линию раздела. В этом случае Русская Православная Церковь будет представлять авторитарное статус-кво с одной стороны, а остальная Европа, включая другие православные традиции, будет представлять свободу и демократию. Во время недавних демократических революций в Грузии и на Украине местные отделения православной церкви действовали в полном соответствии с либеральными демократическими ценностями, поддержав стремление народов этих стран к политическим свободам. Однако на каждом шагу они встречали сопротивление националистически настроенной Русской Православной Церкви, которая тесно связана с российским государством, все еще пытающимся восстановить свой контроль над бывшими доминионами.
Это мало кому известно, но структура Православной Церкви благоприятствует принятию решений на низовом уровне, с учетом настроений прихожан. Со времени знаменитого раскола с римским католицизмом в 1054 году Вселенский Патриарх (резиденцией которого на протяжении всего прошедшего тысячелетия оставался Константинополь/Стамбул) имеет лишь статус 'первого среди равных' в отношениях с самостоятельными патриархами отдельных стран. Таким образом, со временем каждая национальная Православная Церковь оказалась тесно связанной с нуждами и устремлениями своих народов.
Тем не менее, по мере ослабления в XIX веке политического контроля Оттоманской Турции возрастало влияние русского патриархата - в полном соответствии с расширением царской, а затем и советской власти. Хотя многие церкви смогли обрести реальную независимость во времена шумной борьбы за свободу, сопровождавшей падение Берлинской стены, пророссийские силы противостояли таким попыткам.
В отличие от Русской Православной Церкви, Вселенский Патриарх Варфоломей I, резиденция которого находится в Стамбуле, выступает в первых рядах сторонников свободы и демократии православного мира. Выдающийся сторонник укрепления межцерковных связей и защиты окружающей среды (за что получил необычное прозвище 'зеленого патриарха'), Варфоломей I с особым вниманием относится к антиавторитарному движению, на протяжении двадцати лет постепенно набиравшему силу в странах православия. Являясь координирующим центром всего православия, он активно поддержал независимость Церкви в Эстонии, что привело к крупному расколу с Православной Церковью (между Русской и Греческой Церковью). Сегодня он также активно выступает за независимость Грузинской и Украинской Церкви.
Когда в 2003 году в Грузии началось движение в поддержку реформ, Автокефальная Грузинская Православная Церковь поддержала молодого демократа-реформатора Михаила Саакашвили, который стал президентом грузинского государства. Однако Русская Церковь продолжает выступать против Саакашвили и его реформ, в том числе, поддерживая сепаратистов в грузинской Абхазии и подталкивая Абхазскую Церковь к объединению с Московской Патриархией. (Русская Церковь также поддерживает преступный сепаратистский режим в отколовшемся от Молдавии Приднестровье).
На Украине Украинская Православная Церковь - Киевская Патриархия - объединилась с католиками-униатами, которые придерживаются православных церковных обрядов, но признают главенство Папы Римского, а также с протестантами-евангелистами, и поддержала право украинского народа на свободные выборы.
Тем временем, подчиняющаяся Московской Патриархии часть Украинской Православной Церкви бросила все свои силы на поддержку правительственного кандидата Виктора Януковича в ходе пропагандистской кампании, которая включала вынос икон на демонстрации, проводимые против Ющенко, а также распространение листовок против Ющенко во время церковной службы.
После мирной украинской революции зазвучали призывы к объединению двух ветвей Церкви. На специальном Соборе Киевская Патриархия обратилась к Ющенко и Варфоломею I за помощью в прекращении раскола и обеспечении политической и церковной независимости Украины. Однако во время недавнего визита в Киев российский президент Владимир Путин подтвердил хорошо известную позицию Московской Патриархии, которая заключается в том, что она разрешит объединение украинских церквей только в случае 'канонического единства' с Московской Патриархией. А это означает продолжение влияния не только со стороны руководства Церкви, но и со стороны российского государства. Однако эпидемию свободы, которая охватила все православие, уничтожить невозможно. Если Московская Патриархия будет продолжать поддерживать репрессивные режимы и сепаратистские регионы на всей территории бывшего Советского Союза, она лишь усилит изоляцию от западной цивилизации, приблизившейся сегодня к самой границе России.
Зейно Баран - директор программ международной безопасности и энергетики в Центре Никсона, Эммет Туохи является научным сотрудником того же центра.