Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В конце войны Гитлер полагался на британские новости

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Офицер немецкой армии, отвечавший за составление фронтовых карт для ежедневных совещаний у Адольфа Гитлера, заявил, что за неделю до самоубийства нацистского диктатора они начали использовать 'вражеские' новости для обороны Германии

МЮНХЕН, Германия - Офицер немецкой армии, отвечавший за составление фронтовых карт для ежедневных совещаний у Адольфа Гитлера, заявил, что за неделю до самоубийства нацистского диктатора они начали использовать 'вражеские' новости для обороны Германии.

По словам Бернда Фрейтага фон Лорингхофена (Bernd Freytag von Loringhoven), одного из немногих оставшихся в живых свидетелей, находившихся в гитлеровском бункере, чтобы информировать фюрера, ему приходилось импровизировать, после того, как 23 апреля 1945 года все 400 человек из батальона связи сбежали.

Поскольку советская армия приближалась к Берлину, а Гитлер требовал сообщений с фронтов, Фрейтаг фон Лорингхофен потихоньку начал использовать выпуски новостей Reuters и BBC, отслеживавшиеся в бункере, чтобы по кусочкам составлять доклады и карты.

'Наша система связи была превосходной, но после внезапного исчезновения батальона я понял, что придется добывать новости откуда-то еще', - рассказал 91-летний Фрейтаг фон Лорингхофен в интервью, которое дал у себя дома в Мюнхене.

Майору Фрейтагу фон Лорингхофену, неоднократно награжденному боевому офицеру танковых войск, досталось место в передних рядах истории - с июля 1944 по апрель 1945 он был адъютантом генерала Хайнца Гудериана (Heinz Guderian) и позже генерала Ханса Кребса (Hans Krebs) и видел Гитлера по несколько часов в день.

'Заместитель пресс-атташе в бункере, Хайнц Лоренц (Heinz Lorenz), отслеживал сообщения Рейтер и ВВС. Когда наша связь была утеряна, он начал предоставлять мне их новости. Они содержали важную информацию, которой у нас уже не было, - о географии наступления союзников в Германии и по всей Европе'.

Чтобы дополнить эти данные для составления карт, он вместе с заместителем наугад выбирал из берлинского телефонного справочника имена людей и звонил простым жителям, а также своим друзьям, живущим в удаленных районах, спрашивая, не видели ли они советскую армию.

'Я должен был знать, что происходит, и сводки Рейтер очень помогали, - вспоминает Фрейтаг фон Лорингхофен. - Оказалось, что им можно доверять. Они были краткими и помогали при составлении карт и военного анализа. Конечно, там была и пропаганда, но ее несложно было игнорировать. Я видел достаточно пропаганды [Йозефа] Геббельса (Joseph Gebbels), чтобы знать, как выглядит ложь'.

Не сказал Гитлеру

Сейчас, когда Германия готовится отметить 60-летие окончания Второй мировой войны, воспоминания Фрейтага фон Лорингхофена предлагают новые сведения о развале армейской связи и том удивительном факте, что для Гитлера использовали иностранные новости.

Барон Фрейтаг фон Лорингхофен, высокий элегантный мужчина с невероятно хорошей памятью, после 1956 года занимал высокие посты в бундесвере Западной Германии, дослужившись до генерал-лейтенанта. Спустя 60 лет после войны он непринужденно смеется над иронией ситуации, когда для информирования Гитлера приходилось полагаться на репортажи британских информационных агентств.

Но когда его спрашивают, знал ли Гитлер, что источником новостей с фронта, поступавших в последнюю неделю его жизни, были Рейтер и ВВС, улыбка исчезает - слушать трансляции врагов значило быть на грани измены.

'Нет, об этом я не упоминал, - отвечает он. - Но Кребс знал об этом и доверял мне'. По его словам, служба новостей ВВС на немецком языке практически каждый час зачитывала сообщения Рейтер с передовых.

В течение десятилетий немцы критически рассматривали прошлое своей страны. Но в этом году празднования пройдут в другой атмосфере, частично потому, что тем, кто принимал активное участие в войне, уже за 80, а многих и вовсе нет в живых.

Возможно, это объясняет, почему явный аристократ Фрейтаг фон Лорингхофен стал важным свидетелем и часто принимает участие в немецких документальных фильмах. Он также выступил в роли консультанта для фильма 'Падение' (Der Untergang), а недавно стал соавтором выпущенного во Франции бестселлера о его нахождении в бункере, 'Бункер Гитлера' (Dans le bunker de Hitler).

В целом он хвалит точность фильма, добившегося успеха в немецком прокате, и защищает его от критиков, недовольных изображением человечной стороны Гитлера.

'У Гитлера было много лиц, - говорит Фрейтаг фон Лорингхофен. - Он мог быть добрым. Австрийский шарм иногда пробивался наружу. Он всегда интересовался здоровьем людей'.

'Но в основном он был чрезвычайно холоден и ко всем относился очень подозрительно', - добавляет он, вспоминая ежедневные личные досмотры в бункере.

'Он был особенно жесток к армейским офицерам. Винил их во всем'.

Гитлер одобрил маршрут побега

29 апреля, когда советские солдаты были в нескольких сотнях метров от бункера, Фрейтагу фон Лорингхофену и двум его помощникам удалось бежать через западный Берлин, и позже он воссоединился со своей семьей в Лейпциге.

Он получил одобрение Гитлера для своего плана - попытаться пробраться через советское окружение и добраться до немецких генералов к западу от Берлина. По его словам, Гитлер был восхищен планом, подразумевавшим использование небольшой лодки на реке Хафель, и эксцентрично предложил взять лодку с электромотором.

Фрейтаг фон Лорингхофен понял, что конец близко, за день до того, как Гитлеру сообщили о репортаже шведского радио, в котором говорилось что глава СС Генрих Гиммлер (Heinrich Himmler) пытался через шведского дипломата передать западным союзникам, что Германия готова сдаться. Вечером 28 апреля пресс-атташе Лоренц нашел подтверждение этому у Рейтер, рассказывает Фрейтаг фон Лорингхофен.

'Гитлер понял, что если даже лояльный Генрих был готов предать его, все закончится в течение нескольких часов'.

Два дня спустя, 30 апреля, Гитлер был мертв, а Фрейтаг фон Лорингхофен, выдавая себя за угнанного на работы люксембуржца, направлялся в Лейпциг. Позже он был пойман и провел два года в британском лагере для военнопленных, а затем нашел работу в издательском бизнесе в Мюнхене.

'Были времена, когда мне казалось, что я не выберусь из бункера живым, - говорит он. - В жизни мне много везло'.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Гитлер был геем и убийцей геев ("The Observer", Великобритания)

Гитлер - 'святой наизнанку' ("Global Politician", США)

Сталин и Гитлер: 'Братья по крови' ("The Weekly Standard", США)