Стремление администрации президента Джорджа Буша (George Bush) содействовать процессу глобализации демократических ценностей воскрешает былое напряжение в отношениях между Соединенными Штатами и Россией, страной, геополитическому влиянию которой был нанесен серьезный урон за последние 18 месяцев.
После своей встречи, прошедшей 20 апреля в Москве, госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) и президент России Владимир Путин выразили удовлетворение нынешним состоянием двусторонних отношений между двумя странами. Однако, несмотря на их позитивную оценку, разногласия в российско-американских отношениях становятся все более очевидными.
Незадолго до встречи с российским лидером Кондолиза Райс выступила с критикой демократических процессов в России, особо отметив тот факт, что российское правительство по-прежнему сохраняет жесткий контроль над телевизионными каналами в стране. 'В России должно быть больше независимых средств массовой информации, чтобы люди могли вместе дискутировать и принимать решения, касающиеся будущего демократической России', - подчеркнула госсекретарь США в своем интервью для радиостанции 'Эхо Москвы'. Госпожа Райс также отметила, что исполнительная ветвь государственной власти под руководством Владимира Путина приобрела исключительное влияние за счет других властных структур.
Несмотря на все критические замечания в адрес российского правительства, госсекретарь США обратила особое внимание на то, что Вашингтон и Москва по-прежнему остаются стратегическими партнерами, добавив при этом, что Соединенные Штаты стремятся к 'конструктивным и дружеским отношениям' с Москвой. Очевидное нежелание американских властей полностью игнорировать Россию обусловлено в первую очередь геополитическим прагматизмом. Антагонизм с Москвой может серьезно осложнить целый ряд важных в международном отношении вопросов, включая угрозу глобальной безопасности со стороны радикальных исламистов и проблему нераспространения ядерного оружия.
В ходе своего интервью госпожа Райс настаивала на том, что Соединенные Штаты не стремятся заменить Россию в качестве главной геополитической силы на Кавказе и в Средней Азии - регионах, которые традиционно входят в сферу интересов России. Тем не менее, недавние события свидетельствуют о том, что российские власти чрезвычайно подозрительно относятся к намерениям своих американских партнеров.
Доказательством российской озабоченности стало изменение позиции Москвы в отношении Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Наблюдатели ОБСЕ сыграли заметную роль в ходе проведения выборов в Грузии, Украине и Киргизстане, а их отчеты о нарушениях выборного законодательства косвенным образом повлияли на революционные процессы во всех трех вышеупомянутых странах. Сегодня Россия хочет, чтобы ОБСЕ уделяла больше внимания безопасности, и в этой связи Кремль занял весьма придирчивую позицию относительно ряда бюджетных вопросов.
Несмотря на то, что официальные лица, как с российской, так и с американской стороны, делают все возможное для сохранения подобия духа сотрудничества, эксперты становятся все более резкими в своих суждениях и все чаще и чаще обращаются к риторике 'холодной войны'. Споры, возникающие в рамках совместных конференций по региональным проблемам, зачастую несут в себе отпечаток былой враждебности. Нечто подобное произошло в грузинской столице в феврале этого года во время проведения конференции под названием 'Южный Кавказ в XXI веке: проблемы и возможности'.
В ходе трехдневной встречи, прошедшей при поддержке Грузинского фонда стратегических и международных исследований, Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich), бывший высокопоставленный американский дипломат, в настоящее время являющийся старшим научным сотрудником по России и Евразии в Совете по международным отношениям, спровоцировал жаркую дискуссию, заявив, что концепция включения Кавказа в состав постсоветского пространства уже давно изжила себя. Вместо этого, по его мнению, Кавказ должен быть признан частью Европы. Такое геополитическое изменение будет исподволь способствовать дальнейшему ослаблению традиционно доминантного положения России в регионе.
Фредерик Старр (Frederick Starr), председатель попечительского совета Института Средней Азии и Кавказа при Школе международных исследований Университета имени Джонса Хопкинса, был не согласен с российской позицией по так называемым 'замороженным' региональным конфликтам, в которые вовлечены мятежные грузинские территории Абхазия и Южная Осетия, а также Нагорный Карабах. 'Мирное урегулирование этих конфликтов невозможно не только из-за непримиримости сторон и лицемерной политики региональных правительств, но и из-за того, что целенаправленные усилия добропорядочных и настойчивых людей в международных организациях ни к чему не привели', - заявил господин Старр. По его мнению, если Россия не уважает территориальную целостность государств Южного Кавказа, в частности Грузии, то Запад должен 'вынести' проблему северокавказского региона на открытое обсуждение и поставить вопрос о самоопределении чеченского народа.
Вячеслав Никонов, пропутинский политолог и президент московского фонда 'Политика', стойко защищал действия российских властей на Кавказе, считая, что Россия должна сохранить статус ключевого игрока в этом регионе. 'Россия сегодня на подъеме, и ее мощь будет только увеличиваться, независимо от того, нравится вам это или нет', - заявил он. По его мнению, тот факт, что миллионы выходцев из Армении, Азербайджана и Грузии живут сегодня в России, дает Москве полное право принимать активное участие во внутренних делах региона.
Евгений Кожокин, директор Российского института стратегических исследований, в свою очередь отметил, что Соединенные Штаты и Россия должны заниматься совместным решением 'более глобальных вопросов', какими, без сомнения, являются растущее геополитическое влияние Китая и проблема международного терроризма. В этой связи Вашингтону следует отказаться от 'ничтожных' региональных вопросов, касающихся политического статуса Южной Осетии и Абхазии, в пользу Москвы и Тбилиси.
Владимир Сокор, старший сотрудник Вашингтонского института стратегических и политических исследований, подчеркнул, что не стоит полагаться на то, что Россия сможет сама устранить все разногласия, которые существуют у нее с Грузией по поводу Южной Осетии и Абхазии. Господин Сокор обвинил российское руководство в невыполнении обязательств по обеспечению безопасности, принятых им по результатам Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 г. По его мнению, мирное урегулирование вышеупомянутых конфликтов будет недостижимо до тех пор, пока не будут выработаны новые миротворческие и переговорные альтернативы. 'Существующие переговорные рамки представляют собой пережиток давно ушедшей эпохи, до расширения ЕС и НАТО, - отмечает господин Сокор. - Присутствие ООН в Абхазии помогает придать незаслуженный международный блеск усилиям России, направленным главным образом на то, чтобы не допустить отделения и оккупации Абхазии'.
Ариэль Коэн - доктор философии, старший научный сотрудник Фонда 'Heritage', ведущий эксперт по проблемам СНГ и Евразии