Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из Кремля поступают противоречивые сигналы

Из Кремля поступают противоречивые сигналы picture
Из Кремля поступают противоречивые сигналы picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Безопасно ли вкладывать деньги в Россию? Этим вопросом задаются менеджеры многих европейских и американских компаний. Ренационализация нефтяной компании "ЮКОС", прошедшая в прошлом году, серьезно охладила инвестиционный климат в стране. После этого многие полагали, что, когда Кремль свернет свой разрушительный крестовый поход против компании, перспективы иностранных компаний на рынке значительно улучшатся. Но в России все не так просто

Путин старается завоевать доверие иностранных инвесторов, а националисты в правительстве - подорвать его.

Безопасно ли вкладывать деньги в Россию? Этим вопросом задаются менеджеры многих европейских и американских компаний. Ренационализация нефтяной компании "ЮКОС", прошедшая в прошлом году, серьезно охладила инвестиционный климат в стране. После этого многие полагали, что, когда Кремль свернет свой разрушительный крестовый поход против компании, перспективы иностранных компаний на рынке значительно улучшатся. Но в России все не так просто.

С одной стороны, есть хорошие новости - в частности, они касаются очевидного желания президента Путина снова завоевать доверие инвесторов. На встрече с ведущими российскими бизнесменами 24 марта он заявил, что у государства нет планов по ренационализации их компаний. Это заявление было повторено через несколько дней на Ганноверской ярмарке, которую также посетил канцлер Германии Герхард Шредер.

- Мы хорошо понимаем, что перспективы роста и диверсификация отечественной экономики напрямую зависят от уровня экономической свободы в стране, от способности государства обеспечить благоприятные, прозрачные и предсказуемые условия для ведения бизнеса, - сказал он.

Однако есть новости и плохие. Не успевает Путин сказать одно, как его подчиненные тут же делают прямо противоположное. Буквально на следующий день после его речи в Ганновере компания TNK-BP Ltd., российское нефтяное предприятие, на 50 процентов принадлежащее британской BP PLC (индекс BP), сообщила, что ей предъявлены дополнительные требования об уплате налогов на сумму 936 миллионов долларов за 2001 год, когда российский партнер, компания 'ТНК', которой принадлежит вторая половина TNK-BP, использовал схему минимизации налогов, повсеместно считавшуюся в те годы вполне законной. Это запоздалое начисление слишком хорошо напомнило всем, с чего началось дело "ЮКОСа", дошедшее до того, что в счет уплаты старой налоговой задолженности государство конфисковало главные добывающие предприятия компании.

А еще два дня спустя по инвесторам был нанесен новый удар. Российское антимонопольное ведомство наложило вето на попытку приобретения немецким техническим концерном Siemens 74 процентов акций компании 'Силовые машины' за 320 миллионов долларов. В антимонопольном агентстве это объяснили соображениями национальной безопасности (кроме того, что 'Силовые машины' - крупнейший российский производитель мощных электрогенераторов, компания также занимается производством оборудования для атомных подводных лодок). При этом в течение нескольких недель перед вынесением решения от членов российского правительства поступали различные комментарии: одни говорили, что сделка должна быть одобрена, другие - что нет. В общем, сложилось впечатление, что в кабинете министров царит разброд, и там просто некому принимать решения.

- С верхнего уровня не поступает никаких сигналов, которые показывали бы, что там действительно контролируют ситуацию, - считает Эл Брич (Al Breach), глава исследовательского отдела московского инвестиционного банка Brunswick UBS, - И Путин, похоже, отрывается все дальше от происходящего вокруг.

Еще хуже то, что в других областях инвестиции в Россию идут неожиданно быстрыми темпами. По последним данным, прямые иностранные инвестиции в прошлом году достигли рекордного уровня в 9,4 миллиарда долларов, что на 39 процентов больше, чем в 2003 году. И в этом году инвестиционной активности дан хороший старт - только за первый квартал года их объем составил 5,4 миллиарда долларов.

В течение последних недель сделок было совершено несколько серьезных. В марте компания Coca-Cola Co. (индекс KO) приобрела крупнейшую в России компанию по производству соков Multon примерно за 600 миллионов долларов. В январе Alcoa Inc. (индекс AA) купила в России два алюминиевых завода за 257 миллионов. А еще в марте британская торговая сеть электроники Dixons Group PLC объявила о том, что ей приобретен опцион на покупку крупнейшей в России профильной компании 'Эльдорадо'. Соглашением предусматривается, что к 2008 году за 10 процентов акций будет выплачено 190 миллионов, а, если к 2011 году Dixon примет решение приобрести 'Эльдорадо' полностью, то придется заплатить еще 1,71 миллиарда долларов.

Для многих международных компаний Россия - слишком сильный источник притяжения, сопротивляться которому они никак не могут.

- Американские 'голубые фишки' могут выйти всего на два или три рынка, которые могут обеспечить рост, и Россия - один из них, - считает Эндрю Соммерс (Andrew Sommers), председатель Американской торговой палаты в Москве, - Кроме того, Россия - весьма населенная страна.

Дочерняя компания Coca-Cola в России, Coca-Cola Hellenic Bottling Company, заявила о росте продаж более десяти процентов в 2004 году. Чтобы понять важность этого сообщения, достаточно взглянуть на рынки США и Европы, где динамика у Coca-Cola слабая или вообще плоская.

Однако в Россию притекало бы еще больше иностранного капитала, если бы не шизофреническое поведение Кремля. Если измерять прямые иностранные инвестиции в процентах от валового внутреннего продукта, их объем остается слишком низким по сравнению с другими развивающимися рынками. Кроме того, в стратегических секторах экономики, особенно в тех, что касаются природных ресурсов и оборонной промышленности, влияние набирают те, кто считает предпочтительной протекционистскую и националистическую политику. Против них резко выступают более либерально настроенные члены кабинета.

Хорошая мина? А игра?

Рынок не оставляют сомнения в том, что команда 'националистов' пляшет под дудку местных бизнесменов.

- Российская президентская администрация надеется на повышение иностранных инвестиций. Думаю, в этом они искренни. Однако тех, кто сейчас играет на рынке, это не очень устраивает, - говорит Андреа Клаварино (Andrea Clavarino), генеральный директор итальянской добывающей компании Coeclerici, которая планировала приобрести лицензию на добычу угля в сибирской Кемеровской области за более чем 8,5 миллиона долларов, однако 7 апреля, менее чем за 24 часа до того, как аукцион должен был состояться, его таинственным образом отложили, причем государственные чиновники наотрез отказались комментировать причины его отмены.

Перед лицом подобных ситуаций многие иностранные компании с российским присутствием до сих пор оптимистично смотря на рыночную ситуацию. TNK-BP пытается сгладить негативный эффект от полученных ей налоговых претензий, утверждая, что это всего лишь предварительная оценка.

- Это не то, что может убить компанию, - считает вице-президент компании Питер Хеншоу (Peter Henshaw). Он считает, что с этими претензиями удастся справиться. Однако его не устраивает, что новые правила, регулирующие доступ иностранных компаний к природным ресурсам, 'недостаточно ясны относительно направления общей политики'. Например, в законопроекте не разъясняется, что же, собственно, такое 'стратегические' нефтяные месторождения, доступ к разработке которых для иностранцев будет закрыт.

Кроме всего прочего, иностранные инвесторы знают, что в России лучшей политикой обычно становится терпение. После нескольких лет успешной лоббистской политики со стороны московских автопроизводителей в апреле Россия планирует снять импортные пошлины на автомобильные компоненты, хотя отечественные производители не перестают громко высказывать свое недовольство по этому поводу. Снятие пошлин должно в разы увеличить иностранные инвестиции в российскую автомобильную промышленность. Международные компании, в том числе Volkswagen и Toyota Motor Corp. (индекс TM), в настоящее время рассматривают возможность организации производства непосредственно в России.

- Мы очень рады, - говорит Ванесса Леви (Vanessa Levy), представитель местного дочернего предприятия компании Renault, в апреле заявившей о строительстве автозавода в Подмосковье и о своих планах вложить в этот проект 230 миллионов долларов, - Снижение налогов будет положительным шагом для тех иностранных инвесторов, кто вкладывает деньги в России.

Люди, уже умудренные опытом работы в этой стране, не так беспокоятся по поводу противоречивых сигналов, поступающих из Кремля, как по поводу каждодневных проблем, с которыми приходится сталкиваться бизнесу. Андреас Романос (Andreas Romanos), генеральный директор Ассоциации европейских предпринимателей (Association of European Businesses), представляющей в России инвесторов из Европы, считает, что его подопечных больше волнует постоянная бюрократическая волокита, чем дело "ЮКОСа" или усиление позиций Кремля в экономике.

Но больше всего, конечно, всех не устраивает отрицательный имидж России за рубежом.

- В штаб-квартирах компаний считают, что Россия - это такое дикое поле, где власти отбирают у всех деньги, хотя мы и знаем, что это не так, - говорит Романос.

Конечно, Россия, если разобраться - пока еще дикое поле. И все же на нем еще может вырасти капитализм.