Конфликт между Балтийской стратегией и Северным измерением можно урегулировать, распределив более четко роли между ними.
Недавние споры финских депутатов в Европарламенте относительно политики Северного измерения, проводимой ЕС, и Балтийской стратегии показывают, что глубокого и детального обсуждения этих двух факторов европейской политики до сих пор не проводилось.
Термин 'Северное измерение' имеет несколько толкований. В широком смысле под этими словами подразумевается, что при проведении общей политики ЕС необходимо помнить 'северные пределы' Евросоюза, то есть ЕС должен всегда учитывать в своей деятельности специфику северных территорий Европы и их потребности.
Северное измерение должно, таким образом, всегда учитываться как при проведении внешней политики ЕС, так и при принятии решений о внутреннем развитии Евросоюза. В первом случае Северное измерение должно обязательно учитываться как в двусторонних, так и в многосторонних отношениях на Севере Европы, то есть на территории государств-членов Балтийского совета, стран Совета Евро-арктического и Баренцева региона и Арктического совета.
На практике стратегия Северного измерения учитывается, в основном, при проведении внешней политики, что связано, видимо, с тем, что вопросы Северного измерения рассматриваются в числе международных вопросов. Но одновременно факторы Северного измерения учитывались, например, при решении проблем сельскохозяйственной политики.
Были попытки ограничить понятие Северного измерения географически государствами, расположенными по берегам Балтийского моря. Некоторые считают, что политика Северного измерения раскрывает только связи ЕС и России, и, в более узком смысле, только сотрудничество в области энергетики между ЕС и Россией.
Новые вызовы Северному измерению появились в связи с разработкой в рамках ЕС новой политики добрососедства и выработкой политической линии расширившейся Европы. В первом документе, созданном Еврокомиссией по этому поводу, рассматривались связи расширившегося ЕС в основном с восточными и южными соседями. Северные пределы оказались вовсе забытыми. При рассмотрении вопросов финансирования проектов в рамках новой политики добрососедства были использованы термины 'Восточное измерение' и 'Южное измерение'. Они означают страны Восточной Европы и государства, расположенные в районе Средиземного моря.
В такой ситуации опасно даже предлагать отказ от стратегии Северного измерения с заменой ее на Балтийскую стратегию. Конфронтация не нужна, да и совершенно бесполезна, так как Балтийская стратегия может и должна быть составной частью стратегии Северного измерения.
Конфликт между Балтийской стратегией и Северным измерением можно урегулировать, распределив более четко роли между ними.
Первая исходная точка такого урегулирования - территориально-географическая: сотрудничество прибалтийских стран включает только часть северных территорий (Европы).
Вторая - функциональная. С вступлением в ЕС новых государств Балтийское море стало внутренних морем Евросоюза, так как все страны, имеющие выход к Балтийскому морю, кроме России, являются сейчас членами ЕС. Россия же играет важную роль в сотрудничестве в зоне Баренцева моря и арктических территорий.
Поэтому совершенно естественным было бы разрабатывать Балтийскую стратегию в виде 'внутриполитической' линии ЕС, то есть решать в ее рамках проблемы экономического взаимодействия, развития транспортной инфраструктуры и связи, сотрудничества в области энергетики, защиты Балтийского моря от загрязнения и восстановления его рыбных запасов. И в этих областях необходимо продолжать сотрудничество с Россией, но в них можно положиться на уже существующие механизмы международного сотрудничества.
Такое распределение задач заметно укрепило бы внутренний каркас Северного измерения. Для этого не надо создавать новые бюрократические структуры, для проведения политики Северного измерения необходимо назначить ответственных лиц, которые работали бы в каждом отделе, занимающемся внутриполитическими проблемами ЕС. Член комиссии, отвечающий за региональную политику, мог бы координировать 'внутрисоюзное' балтийское сотрудничество стран-членов ЕС.
В сфере внешних связей надо найти удобную форму для трансформации политики Северного измерения в составную часть более широкой политики ЕС в области развития добрососедства. ЕС не нуждается в специальной политике 'Восточного измерения', достаточно внешней политики расширившейся Европы. Но как Северное, так и Южное измерения - необходимы в будущем.
Особняком стоят проблемы, связанные с отношением России в целом к ЕС и к политике расширившегося ЕС, в том числе в области развития добрососедства.
Если бы Россия правильно расценивала свои выгоды, она бы всячески способствовала развитию многопланового паневропейского сотрудничества в рамках расширившегося ЕС, а не пыталась развивать только двусторонние отношения с государствами-членами ЕС. России стоило бы всеми силами участвовать со своей стороны в сотрудничестве в рамках политики добрососедства, проводимой ЕС, и укреплять своими действиями политику Северного измерение.
Автор статьи - депутат европарламента