Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Спешите, пока что-то осталось!

Несмотря на опасения вмешательства государства, западные фирмы скупают российский бизнес с рекордной скоростью

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Западные компании стремятся приобретать российские активы, и нетрудно понять почему. Компания 'Эльдорадо', созданная десять лет назад братьями Игорем и Олегом Яковлевыми, развивается с феноменальной скоростью. Представители компании заявляют, что только в прошлом году объем продаж 'Эльдорадо' подскочил на 83 процента до 2,5 миллиарда долларов. С такими показателями, которые являются недостижимыми на любом другом развивающемся рынке за исключением Китая, Россия вполне может стать страной, где игра стоит свеч.

Как и большинство крупных западных компаний, британская Dixons Group, занимающаяся продажей бытовой электронной техники, на протяжении последних нескольких лет пристально следила за российским потребительским рынком, мучительно размышляя над тем, когда и как вскочить на подножку этого поезда. В этом месяце компания наконец-то совершила прыжок, объявив о сделке на сумму в 1,9 миллиарда долларов, заключающейся в приобретении ведущей российской компании 'Эльдорадо', специализирующейся на розничной продаже бытовой электроники и предметов домашнего обихода и имеющей более 600 магазинов. Однако Dixons Group все еще волнуется по поводу инвестиционного климата в России, и волнение компании было подтверждено недавними проблемами крупных западных фирм, включая British Petroleum. Поэтому компания согласилась начать выплату за 'Эльдорадо' только в 2008 году. По сути дела Dixons взяла себе три года испытательного срока, чтобы определиться, хочет ли она действительно присутствовать на российском рынке. 'Это беспроигрышный вариант, исключающий риск', - говорит представитель компании Dixons Group Хэмиш Томпсон.

Мало кто из руководителей бизнеса назвал бы Россию страной, 'исключающей риск', и смесь подозрительности и авантюризма, с которыми Dixons выходит на рынок, очень наглядно отражает чувства западных инвесторов в отношении ситуации с бизнесом в стране. Российская экономика уверенно движется вперед, подталкиваемая высокими ценами на нефть, которая является ключевым предметом российского экспорта. Рост экономики в последние два года превышал отметку в 7 процентов. В этом году ожидается, что он составит 6 процентов, а это более чем в три раза превышает темпы прироста ВВП в еврозоне. Многие россияне по-прежнему бедны и живут в скверных условиях, однако в целом доходы населения растут, и люди готовы на крупные траты, особенно в таких больших городах, как Москва и Санкт-Петербург. Потребительский бум создает волны слияний в таких, казалось бы, разных секторах, как банковское дело, пивоварение и производство кондитерских изделий. Только за последний месяц, наряду со сделкой Dixons, крупная бельгийская пивоваренная компания InBev делает последние штрихи в сделке на 730 миллионов долларов по приобретению российского гиганта пивоварения Sun Interbrew, а Coca-Cola согласилась купить за 600 миллионов долларов вторую в России компанию по производству соков Multon. Если исключить энергетический сектор, то в прошлом году сумма слияний и приобретений российских компаний подскочила до более чем 8 миллиардов долларов по сравнению с 4,8 миллиарда в 2003 году. Об этом сообщает Thomson Financial, отслеживающая тенденции слияний и приобретений по всему миру. Однако, хотя западные фирмы спешат скупать российские активы, у всех на языке вертится мучительный вопрос: насколько велик риск, и стоит ли на этот риск идти?

С момента прихода президента Владимира Путина к власти российская экономика продемонстрировала внушительный прорыв после своего едва не состоявшегося в 1998 году краха. Однако наряду с бюрократией и коррупцией компании сталкиваются с политическим и государственным вмешательством, главным образом, в виде крайне непредсказуемой налоговой политики. Самой крупной жертвой такой политики стала компания Юкос, бывший российский нефтяной гигант, находящийся сегодня в предсмертной агонии, после того, как по нему нанесли мощный удар многомиллиардными исками о налоговых задолженностях. Однако тогдашние владельцы Юкоса утверждают, что налоговые претензии - это часть общей кампании Кремля против них. На этой неделе московский суд должен вынести приговор Михаилу Ходорковскому, бывшему генеральному директору Юкоса и его основному акционеру. Ходорковского обвиняют в многочисленных случаях мошенничества и уклонения от уплаты налогов, и в случае вынесения обвинительного приговора он может провести следующие 10 лет в тюрьме.

Уязвимы и иностранные компании. Российские налоговые органы недавно дали пощечину совместному предприятию British Petroleum в России TNK-BP, выдвинув против него иск о налоговой задолженности за 2001 год на сумму в 1 миллиард долларов. Этот шаг вызвал смятение в руководстве British Petroleum в России и заставил руководителя компании Джона Брауна совершить на прошлой неделе визит в Москву, в ходе которого он встретился с самим Путиным. Тем временем, японская табачная компания JTI, производящая сигареты 'Winston' и 'Camel' на своей передовой табачной фабрике, построенной за 400 миллионов долларов в Санкт-Петербурге, ведет отчаянную судебную тяжбу с властями из-за предъявленного ей иска о налоговой задолженности за 2000 год на сумму в 80 миллионов долларов. Эта тяжба уже вызвала жалобы японского правительства. И налоги не единственное оружие. В этом месяце немецкой электронной компании Siemens было официально объявлено, что она не может приобрести контрольный пакет акций в российской компании, производящей оборудование для нужд обороны. Siemens предлагала от 200 до 300 миллионов долларов за 73 процента акций компании 'Силовые машины', однако сделка была заблокирована российскими антимонопольными органами, якобы по соображениям национальной безопасности. 'Успех автоматически превращает вас в объект нападения, - говорит вице-президент крупной российской фирмы по консалтингу и продвижению бизнеса КРОС Михаил Кожокин, - когда ваш бизнес начинает идти успешно, вам приходится тратить 70 процентов времени на его защиту, а не на развитие'.

Отсюда и опасения западных фирм, подобных Dixons. 'Политика имеет к нам прямое отношение', - говорит Грант Уинтертон, региональный управляющий Coca-Cola по России, Украине и Белоруссии. Гигант отрасли знает о рисках и опасностях не понаслышке. В 90-х годах компания Coca-Cola вложила 800 миллионов долларов в строительство в России 11 заводов и в создание мощной сети сбыта. Состоянию компании был нанесен суровый удар в 1998 году, когда Россия попала в долговой кризис, и в стране произошла массовая девальвация рубля. Однако, по словам Уинтертона, с того времени российские предприятия Coca-Cola вернули себе рентабельность и доходность. Сегодня на долю компании приходится половина российского рынка газированных безалкогольных напитков, стоимость которого составляет 1,9 миллиарда долларов. Таким образом, по заключению Уинтертона, возможности намного перевешивают риски.

Действительно, приобретение компанией Coca-Cola фирмы Multon говорит о растущем проникновении и привязанности к российскому рынку, что не в последнюю очередь связано с возникновением жизнеспособных российских потребительских брэндов. Уинтертон говорит, что Coca-Cola хотела поставлять в Россию собственные соки, однако предпочла приобрести Multon, поскольку эта российская компания уже хорошо зарекомендовала себя и имеет мощные местные брэнды. 'Это хороший бизнес, и ему будет трудно составить конкуренцию', - заявляет он. Похожая история произошла с компанией Orkla, норвежской фирмой потребительских товаров и химикатов. Эта компания, капитал которой составляет 5 миллиардов долларов, в декабре прошлого года за неназванную сумму приобрела российскую компанию по производству кондитерских изделий 'СладКо'. В прошлом году доходы 'СладКо' оценивались в 160 миллионов долларов. 'Опыт подсказывает нам, что, приобретая устоявшуюся компанию, мы часто получаем более надежный и конкурентоспособный доступ к местному рынку, чем начиная дело с нуля', - говорит Хекон Кристиан Андерсен, возглавляющий деятельность компании в России.

Существует ли способ, чтобы предугадать, какие иностранные фирмы будут успешно действовать в России? Главный стратег московского 'Альфа-Банка' Кристофер Уифер говорит о том, что экономика России 'трехслойная': наверху находится налогово-фискальная мощь страны, внизу - бурный потребительский сектор (в марте приобретение контрактов на мобильную связь побило очередной рекорд, а компания Ford за первый квартал этого года продала на треть больше автомобилей, чем за тот же период прошлого года). Однако Уифер предостерегает насчет среднего слоя: энергетики и других отраслей, которые Кремль может посчитать имеющими стратегическую ценность. Здесь инвестиционный риск наиболее высок в связи с отсутствием законодательной базы прав собственности и усиливающимся вмешательством государства. 'Путину придется сдерживать свое обещание покончить с выбивающей из колеи практикой, вызывающей отток капитала и блокирующей приток инвестиций', - говорит Уифер. По данным российского Центробанка, в прошлом году отток капитала из страны вырос в четыре раза, поскольку встревоженные инвесторы стали переводить свои капиталы в оффшоры. Объем оттока капитала подскочил с 1,9 миллиарда долларов в 2003 году до 9,4 миллиарда. Если эта тенденция сохранится, экономическое доверие к России будет коренным образом подорвано.

Но пока похоже на то, что западные компании стремятся приобретать российские активы, и нетрудно понять почему. Компания 'Эльдорадо', созданная десять лет назад братьями Игорем и Олегом Яковлевыми, развивается с феноменальной скоростью. Представители компании заявляют, что только в прошлом году объем продаж 'Эльдорадо' подскочил на 83 процента до 2,5 миллиарда долларов. С такими показателями, которые являются недостижимыми на любом другом развивающемся рынке за исключением Китая, Россия вполне может стать страной, где игра стоит свеч.