90-я годовщина геноцида армян должна послужить поводом напомнить Турции, что ей придется полностью признать свою ответственность за события 1915 года, если она стремится к тому, чтобы Европа когда-нибудь ее приняла. Армянская община во Франции, насчитывающая 350 000 человек, является второй по численности за границей после Соединенных Штатов. Она также является удачной моделью интеграции. Состоящая в основном из тех, кто спасся во время геноцида, и их потомков, она всегда была на переднем крае борьбы за то, чтобы в Турции был отдан долг памяти, как это имело место во Франции и Германии в связи с трагедией Второй мировой войны.
Визит президента Роберта Кочаряна в Париж в день, когда отмечается эта годовщина, и венок, возложенный им вместе с Жаком Шираком, чтобы почтить память жертв геноцида, имеют большое символическое значение. Эти события показывают, что наша дипломатия, которая так долго проявляла нерешительность, боясь настроить против себя Анкару, действует в полном соответствии с решением Парламента, который в 2001 году признал геноцид.
Спустя 90 лет необходимость отдать долг памяти становится еще более насущной, потому что 3 октября Европейский Союз начнет с Турцией переговоры по поводу ее вступления в эту организацию. В начале этих переговоров признание геноцида армян, в соответствии с копенгагенскими критериями, не будет поставлено как предварительное условие. Франция верна себе, настаивая на том, чтобы Анкара позаботилась о том, чтобы окончательно залечить раны истории.
Столкнувшись с яростным проявлением национализма, проевропейское правительство Эрдогана не торопится это делать, хотя робкие попытки и имели место. Турецкий Парламент приступил к беспрецедентному обсуждению вопроса об отношении к требованиям армян. Анкара предложила Еревану создать совместную комиссию по расследованию резни 1915 года. Турецкие историки и интеллигенция начинают ставить под сомнение официальную догму, согласно которой оттоманская администрация никогда не отдавала приказа уничтожать армянское население, обвинявшееся в пособничестве врагу Турции - России.
Во Франции годовщина геноцида служит для армянской общины поводом заставить себя услышать. Это совершенно естественно. Как совершенно естественно то, что эта все еще испытывающая терзания община в подавляющем большинстве выступает против вступления Турции в ЕС.
В период неясности в политических дебатах вокруг референдума 29 мая не следовало бы, чтобы торжества ушли в сторону от истинной причины. Не следовало бы, чтобы прошлые страдания жертв геноцида послужили лишь тем, кто проводит кампанию за то, чтобы сказать нет европейской Конституции.