23 апреля 2005 года - Не каждый день предоставляется возможность задуматься над значением событий далекого прошлого. Поэтому отмечаемая завтра 90-я годовщина начала того, что армяне называют геноцидом Турции против армянского народа, не должна пройти незамеченной. Чтобы рассмотреть этот предмет, необходимо пройти через целое минное поле претензий, встречных претензий и гнева. Многие историки считают, что в период с 1915 по 1923 год власти Оттоманской Турции организовали убийство полутора миллионов армян-христиан. Турецкое правительство всегда настаивало на том, что во время вспышки 'спонтанного' насилия, которое нельзя назвать ни истреблением, ни геноцидом, погибли несколько сотен тысяч армян, что началось все это во время войны, когда армяне, которых всегда считали пятой колонной, сражались на стороне русских войск.
Самый известный писатель Турции Орхан Памук был недавно буквально облит грязью за то, что сказал о миллионе погибших, многие из которых умерли от голода во время долгого похода в ссылку в пустыни Сирии. Когда Франция, ставшая домом для самой многочисленной армянской диаспоры, решила отметить памятную дату, она получила угрозы от Турции. Генри Моргентау, тогдашний посол США в Стамбуле, сообщал о 'хладнокровной и расчетливой' массовой резне. Однако США говорят исключительно о 'трагедии', дабы не обидеть своего союзника. Армяне, отмечающие дату трагедии в Ереване и за его пределами, называют ее забытым холокостом и говорят о том, что туркам нельзя позволять отрицать свою ответственность за геноцид, точно так же, как Германии не позволили отречься от ответственности за истребление евреев Европы. (Гитлер, чьи преступления помнят по сей день, как-то презрительно спросил: кто вспомнит армян?)
Поскольку накал страстей чрезвычайно высок, вызывает оптимизм тот факт, что Турция предложила Армении создать совместную комиссию, которая имела бы неограниченный доступ к архивам обеих стран, включая военные архивы Турции времен Первой Мировой войны. Армения от этого отказывается, заявляя, что исторические факты совершенно ясны. Анкара опасается, что данную проблему искусственно нагнетают определенные силы, особенно во Франции, которые выступают против вступления Турции в Евросоюз. В определенной степени, Турция занимает оборонительную позицию. Однако, каковы бы ни были мотивы обеих сторон, готовность Турции открыто взглянуть на свое прошлое будет широко приветствоваться.