Проворно перебирая своими миниатюрными пальчиками, Аня Катченко производит неполную разборку автомата 'АК-47' за семь секунд.
Этому она научилась в 'патриотическом образовательном центе' Волгограда, бывшего Сталинграда, ставшего ареной для одного из самых эпических сражений Второй мировой войны. Эта миловидная девочка с волосами до пояса, розовыми тенями на веках и блестками на щеках также научилась собирать свое оружие за каких-то пятнадцать секунд.
И все это ради любви к родине. В стране, разрываемой жестокими противоречиями после распада Советского Союза и занимающей первое место по уровню дезертирства и количеству самоубийств и смертей, причиной которых стали неуставные взаимоотношения, ее патриотизм является скорее исключением из правил.
'Сюда приходят люди, которым небезразлична своя страна, которые знают, что с ней происходит, - говорит Аня и показывает на своих сверстников, сидящих вокруг нее в здании городского военно-патриотического общества. - Очень трудно доказать что-то всему миру в одиночку, но когда вы вместе...'
Рожденные на земле, которую многие россияне считают священной, эти молодые люди выросли в городе, в котором советские солдаты и практически все гражданское население, включая женщин и детей, сражались плечом к плечу для того, чтобы остановить продвижение немецко-фашистских войск. Это был переломный момент, который 60 лет назад привел к поражению нацистской Германии во Второй мировой войне.
Однако сегодня многие ветераны Сталинградской битвы, которая, по некоторым данным, только за одну зиму 1942-43 гг. унесла жизни более миллиона советских и 800 тысяч немецких солдат, начинают сомневаться, из того ли теста сделана сегодняшняя молодежь.
Выживших в этом сражении очень часто приглашают в школы, чтобы они провели так называемые 'уроки мужества'. В советское время идеологические молодежные организации, вроде юных пионеров или комсомола, помогали выработать у школьников чувство патриотизма и любви к родине.
Но спустя десятилетия с того момента, как благополучию страны стала угрожать нацистская агрессия, советские вооруженные силы запятнали себя: сначала они оккупировали Афганистан, чем помогли разоблачить истинные намерения советской системы, а совсем недавно провели две кровопролитные кампании в Чечне, которая до сих пор находится в руинах.
'В былые времена каждый уважающий себя молодой человек считал за честь пойти служить в армию, - качает головой Владимир Паненко, чью грудь украшает множество орденов и медалей и который в возрасте шестнадцати лет добровольцем ушел на фронт, чтобы сражаться с фашистами. - Но сейчас желающих практически нет. Молодежь испытывает серьезные сомнения'.
Официальная статистика, впервые ставшая достоянием гласности в 2004 г., свидетельствует о том, что каждый год свои части самовольно оставляют примерно 5 тысяч военнослужащих, однако Комитет солдатских матерей, куда, кстати, приходят некоторые дезертиры, оценивает эту цифру куда больше - в 40 тысяч человек. В настоящий момент численность российских вооруженных сил составляет приблизительно один миллион человек.
Избавление от срочной службы при помощи фальшивых документов стоит в Москве порядка шести тысяч долларов США, хотя в провинции эта сумма значительно ниже.
Несмотря на все это, местные военно-патриотические организации, число которых в России, по официальным данным, не превышает 500, продолжают учить молодых ребят военным премудростям, начиная от строевого шага и методики выживания в труднодоступных районах и заканчивая первой помощью и готовностью к чрезвычайным ситуациям. Здесь, в Волгограде, они также помогают в поиске останков погибших солдат и ухаживают за могилами павших воинов.
Некоторые из организаций поддерживают связь с военными академиями и направляют туда своих выпускников. Тем не менее, несмотря на то, что федеральная программа патриотического воспитания была одобрена на период с 2001 по 2005 гг., ветераны говорят о том, что в стране в целом не ощущается того импульса, который мог бы помочь в сохранении патриотических настроений у населения.
'[В Сталинграде] мы все знали, какая перед нами стоит задача, мы были объединены общей целью, которая помогла нам выжить, - вот почему люди были готовы жертвовать своими жизнями', - говорит Владимир Паненко, и черты его лица суровеют за густыми усами и бородой. - [Сегодняшняя] молодежь выработала ко всему потребительское отношение и испытывает на себе огромное влияние со стороны Запада'.
Жестокие уличные бои в Сталинграде породили 156 Героев Советского Союза и 24 полных кавалера ордена Славы, получивших все три степени этой высокой награды. Это свидетельствует о высочайшем уровне героизма, который по-прежнему присутствует в современной России и формирует сознание ее граждан.
'Когда стране угрожает опасность, все население объединяется для защиты Родины - вот что принесло нам тогда победу, - говорит ветеран Михаил Поляков, и глаза его загораются. - Так было всегда, и так всегда будет'.
'Иногда мы сомневаемся в молодых, но война заставит их вести себя достойно, - добавляет участник Сталинградской битвы Николай Орлов. - У нас есть хорошая и плохая молодежь. И мы должны быть объективны: в то время кое-кто даже переходил на сторону немцев'.
К тем, кто старается быть 'хорошим', безусловно, относятся Аня Катченко и подобные ей 300 участников военно-патриотического образовательного общества 'Победа', чья штаб-квартира спрятана в предместье Волгограда.
'Когда дети впервые приходят сюда, их чувство патриотизма еще не достаточно сильно, но со временем это меняется, - говорит Илья Колубаев, который уже шесть лет является членом общества и исполняет обязанности инструктора, планируя в будущем стать военным и 'посвятить свою жизнь служению Родине'.
'Вы не сможете получить подобное образование на улице, где на каждом шагу встречаются наркоманы, хулиганы и еще Бог весть кто, - продолжает Илья, на лице которого только-только появились первые намеки на мужскую щетину. - Патриотов не выбирают. Патриотом становятся. Что касается тех ребят, кто приходит сюда, у них в глазах есть огонь - они хотят заниматься этим'.
Шестнадцатилетний Максим Детин не может дождаться того момента, когда он сможет проявить свой характер в бою. 'Все нормальные тинэйджеры мечтают о том, чтобы пойти в армию и начать носить форму', - уверяет он с таким энтузиазмом, что его друзья начинают хихикать. После двух лет занятий с группой он заслужил вожделенное право носить Оранжевый Берет - честь, которой удостаиваются наиболее успешные в патриотическом искусстве члены организации.
'Не так давно в патриотическом воспитании был период застоя, и когда это стало серьезной проблемой, начали появляться вот такие вот клубы, - говорит Максим. - [Сталинград] стал судным днем... для всего человечества, и после того, как наши деды сражались и победили для того, чтобы мы могли сегодня счастливо жить, он имеет для нас особую ценность'.
Даже Чечня не способна разубедить его. 'Чечня - очень болезненный вопрос для нашей страны, - считает он. - Она развивает в человеке мужество. Я хочу быть там'.
Учебный процесс заслуживает самой высокой оценки. Помимо великого многообразия предметов, от танцев до военной и местной истории, члены 'Победы' раз в год выезжают на три недели в летний лагерь, где сдают экзамен по физической подготовке и технике проведения спасательных операций. Общество участвует во всероссийских конкурсах, где соревнуется с подобными себе организациями.
Сегодня российские военные пополняют свои ряды все большим количеством призывников, имеющих диплом о факультативном патриотическом образовании. 'Я собираюсь поступать в военное училище, - говорит Станислав Калинин, чей отец имеет офицерское звание, а дед был казачьим атаманом. - Я хочу возвысить армию в глазах населения всей страны'.