Вчера Владимир Путин использовал свое ежегодное послание к Федеральному Собранию для того, чтобы настоятельно посоветовать своему правительству прекратить налоговое преследование частных компаний и обеспечить приток инвестиций в экономику. Однако он и раньше высказывал подобные добрые намерения лишь для того, чтобы все ожидания первых улучшений в деловом климате страны были стремительно рассеяны последующим произволом со стороны российских налоговых властей.
Это заставило многих серьезно сомневаться, а действительно ли президент России, несмотря на всю свою централизацию политической власти, о которой так трубят на каждом шагу и отчаянно критикуют все кому не лень, в состоянии контролировать бюрократические и правоохранительные силы, спущенные им на нефтяную компанию 'ЮКОС' и ее бывшего владельца Михаила Ходорковского.
Российские государственники, действующие отнюдь не в интересах гражданского общества, зашли слишком далеко в своих хищнических устремлениях, и вчера Путин снова сослался на них, жалуясь на то, что бюрократы рассматривают 'государственную службу как одну из разновидностей бизнеса'.
Российский лидер сделал выговор налоговым властям за 'терроризирование' частных компаний 'посредством неоднократного возвращения к тем же самым проблемам', хотя вполне возможно, что именно этого он и добивался от них в случае с 'ЮКОСом'. По словам Владимира Путина, налоговое ведомство должно уделять больше внимания осуществлению налогового регулирования, а не преследованию должников за недоимки. Чтобы предотвратить отток капитала из страны, российский президент также пообещал, что в случае с ввозимым в страну капиталом граждане будут платить лишь стандартный подоходный налог в 13%.
Тем не менее, трудно относиться без скептицизма ко всему происходящему, ибо в прошлом месяце Путин уже обещал обуздать свою налоговую полицию, что не помешало последней нанести удар руководству 'TNK-BP', российского предприятия, созданного совместно с британским нефтяным гигантом, в виде семикратного увеличения налоговых претензий за 2001 г. (их сумма составляет сегодня приблизительно один миллиард долларов США [522 миллиона фунтов стерлингов]).
Расправа над 'ЮКОСом', по всей видимости, еще больше распалила аппетит людей из окружения российского президента. Любопытно, между прочим, как это некоторые ключевые фигуры в его кремлевской администрации умудряются параллельно с государственной службой занимать высокие должности в принадлежащем государству энергетическом секторе российской экономики, который, похоже, не очень-то приветствует конкуренцию со стороны иностранных компаний вроде 'BP'.
Возможно, что на этот раз все будет по-другому. Скорее всего, вышеупомянутые претензии к 'TNK-BP' будут впоследствии значительно снижены, как было в случае с другими компаниями (за исключением 'ЮКОСа'). Кремль также пообещал, что новое законодательство, ограничивающее добычу полезных ископаемых иностранными компаниями, будет носить весьма ограниченный характер и не будет применяться по усмотрению правительственных бюрократов. Устранение такого рода бюрократического влияния в российской политической системе - чрезвычайно важный шаг на пути к ликвидации произвола в целом.
Как подчеркнула госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), мировое сообщество будет внимательно следить за тем, что завтрашний приговор, вынесенный Михаилу Ходорковскому и одному из его деловых партнеров по результатам судебного разбирательства по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, скажет о принципе верховенства закона в России. Это испытание российские власти почти наверняка провалят, несмотря на то, что Владимир Путин утверждает, что суд над Ходорковским это всего лишь эквивалент нашумевшего в Соединенных Штатах дела компании 'Enron'. И все же более выразительным показателем того, насколько сильно прогнила политическая система в России, станет ответ на вопрос о беспристрастном и пропорциональном налоговом режиме в отношении других предприятий.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Путин: делаем по своему ("The Guardian", Великобритания)
Путин хочет повысить доверие инвесторов ("The Wall Street Journal", США)
Новые козлы отпущения Путина ("Berliner Zeitung", Германия)
'Тоскующий по Советам' ("Handelsblatt", Германия)
Что может демократия по Путину? ("La Vanguardia", Испания)
Путин поет оду 'демократии' ("Liberation", Франция)