Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Человек Dresdner Bank в России

Бывший агент 'Штази' делает карьеру, помогая банку стать мощной силой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До прихода в Dresdner Bank AG в 1990 году Маттиас Варниг имел довольно необычный доступ к внутренним делам этого банка. По данным документов разведслужб, он шпионил за банком в интересах тайной полиции Восточной Германии 'Штази'. Сегодня господин Варниг возглавляет российское отделение Dresdner Bank и является одним из самых известных в России банкиров в инвестиционной сфере

БЕРЛИН. - До прихода в Dresdner Bank AG в 1990 году Маттиас Варниг (Matthias Warnig) имел довольно необычный доступ к внутренним делам этого банка. По данным документов разведслужб, он шпионил за банком в интересах тайной полиции Восточной Германии 'Штази'.

 

Сегодня господин Варниг возглавляет российское отделение Dresdner Bank и является одним из самых известных в России банкиров в инвестиционной сфере. В феврале 'The Wall Street Journal' сообщала, что Варниг и российский президент Владимир Путин знали друг друга еще с восьмидесятых годов, когда вместе работали в коммунистических шпионских организациях: Варниг в 'Штази', а Путин в КГБ.

 

Похоже, что это знакомство помогло Dresdner Bank, который является игроком второй лиги на Западе, стать мощной силой в России. Банк имеет там собственное инвестиционное отделение Dresdner Kleinwort Wasserstein и последовательно выигрывает крупные сделки. Инвестиционный банк помогал российскому министерству юстиции проводить оценку главного дочернего предприятия ОАО ЮКОС перед его продажей в декабре 2004 года. Он также консультировал ОАО 'Газпром' в сделке по слиянию, что дало возможность Варнигу получить место в совете директоров этого газового гиганта. Однако акционерам еще предстоит утвердить данное назначение.

 

Недавно опубликованные документы из архивов 'Штази' показывают, как в конце 70-х годов началось знакомство Варнига с банковской системой Запада. Именно тогда он начал пятилетнюю специальную подготовку к проникновению в банковские структуры ФРГ. Затем он был направлен в Западную Германию, где в конце 80-х годов получил доступ к конфиденциальным источникам Dresdner Bank. Более двух лет Варниг снабжал 'Штази' банковскими документами для внутреннего пользования, в основном связанными с клиентами банка, занимавшимися вопросами военной промышленности. Об этом говорит список информации, которую Варниг передавал своим руководителям в Берлин.

 

Господин Варниг отрицает, что он вел разведку против Дрезденского банка. Через своего адвоката Вольдемара Гамера (Waldemar Gamer) он дал первые комментарии по поводу своей карьеры разведчика и взаимоотношений с президентом России Владимиром Путиным. Адвокат написал, что его клиент никогда не пытался внедриться в банк, что он не занимался вербовкой или руководством агентами для достижения этой цели. 'Он никогда не покупал, не продавал и не организовывал похищение секретных или разведывательных данных или иной информации о банках вообще и о Dresdner Bank в частности', - написал в этом месяце Гамер в ответ на вопросы о разведывательной деятельности Варнига.

 

Гамер также написал, что Варниг не сотрудничал и не имел никаких контактов с КГБ. В письме утверждается, что впервые Варниг познакомился с Путиным в 90-е годы в Санкт-Петербурге, а не в 80-е в Германии. Гамер не отрицал, что Варниг являлся агентом 'Штази'. На все телефонные звонки и письма в Dresdner Bank и в Dresdner Kleinwort Wasserstein по поводу карьеры Варнига в 'Штази' был дан один совет: обратиться к адвокату господина Варнига.

 

С того момента, как информация о предыдущей деятельности Варнига появилась в феврале на страницах прессы, его карьера в банке пошла в гору. В марте господин Варниг был назначен председателем совета директоров ЗАО Dresdner Bank. Это юридическое лицо, представляющее Dresdner Kleinwort Wasserstein в России и в странах СНГ. Его также назначили председателем регионального управляющего комитета Dresdner Kleinwort Wasserstein. До этого Варниг был президентом ЗАО Dresdner Bank и главой его рабочей группы правления. Dresdner Bank AG является подразделением немецкой страховой компании Allianz AG.

 

Руководство Dresdner Bank заявляет, что это повышение позволит Варнигу сосредоточить усилия на заключении сделок. 'Это освободит Маттиаса от работы по ежедневному управлению коммерческим банком, - сказал Боб Форсман, возглавляющий инвестиционную деятельность Dresdner Kleinwort Wasserstein в Москве, - нам он нужен в качестве председателя для работы с клиентами, а также для того, чтобы сосредоточиться на сделках стратегического характера'.

 

Информация о работе Варнига в 'Штази' исходит из объемных архивных файлов тайной полиции, которые были открыты для общественности после падения Восточной Германии и ее объединения с Западной Германией в 1990 году. Руководство архивов заявляет, что 'Штази' пыталась уничтожить всю информацию о своей деятельности, стерев ее с жестких дисков хранилища. Однако в 90-е годы эта информация была частично восстановлена, что дало возможность исследователям бросить взгляд на происходившее в тайной полиции Германии.

 

В случае с Варнигом была восстановлена 161 страница документов. Большую часть файлов - 89 вводов данных в базу, что соответствует 111 напечатанным страницам - составляют оценки руководством 'Штази' в Восточном Берлине той информации, которую он добывал. При этом подробно указывается тематика информации, названия, источники, степень важности, надежности, секретности, получатели информации и прочие характеристики. Остальное - документы из его личного дела, в которых даются подробности карьеры человека, который, по данным этих записей, воспитывался и обучался 'Штази' с момента прихода в организацию в 19-летнем возрасте и до ее роспуска после падения в 1989 году Берлинской Стены.

 

Эти записи говорят о том, что сначала он занимался рутинной работой в качестве охранника, а затем под агентурной кличкой 'Экономист' работал в отделе, занимавшемся кражей секретов о разработке военных самолетов и ракет в Западной Германии. В сентябре 1977 года он поступил в экономический колледж в Восточном Берлине, оставаясь в рядах органов с полным сохранением зарплаты. После этого он начал работать в своем отделе в качестве вербовщика.

 

Варниг был известен своими нетрадиционными методами вербовки, о чем говорят его бывшие соратники по службе. Вместо того, чтобы для привлечения агентов использовать призывы коммунистической идеологии, он старался налаживать личные связи.

 

В одном из случаев Варниг направил женщину из Восточной Германии для встречи с братом ее мужа, работавшим авиационным инженером в городе Эссен в Западной Германии. Она использовала легенду об участии в торговой ярмарке в ФРГ. Об этом рассказал Франк Вейгельт (Frank Weigelt), курировавший Варнига в середине 80-х годов. 'Мы приказали женщине позвонить ее родственнику и сообщить: 'Мне сказали, что я ни при каких обстоятельствах не должна покидать территорию ярмарки, но конечно, мне бы хотелось приехать к Вам', - рассказал Вейгельт. В последующие месяцы они встречались несколько раз, а после этого женщина познакомила инженера с Варнигом, который позже предложил ему работать на 'Штази'.

 

В своем письменном ответе адвокат господина Варнига заявил, что его клиент не использовал секс для заманивания людей.

 

В 1986 году Варниг получил другой оперативный псевдоним - 'Артур'. По данным его личного дела, в том же году он был назначен на работу в торговое представительство Восточной Германии в Дюссельдорфе. Одним из главных направлений его работы было банковское дело и Dresdner Bank. 22 апреля 1987 года Варниг представил отчет, в котором упоминался представитель Dresdner Bank, обсуждавший правила КОКОМ. КОКОМ - это Комитет по контролю за экспортом стратегических товаров, и соглашение о его создании было заключено западными странами для введения эмбарго на экспорт важных технологий в страны восточного блока.

 

Этот отчет был одним из восьми, представленных Варнигом на тему финансов и экономики. Источником информации был агент, чья личность была настолько важна, что его засекретили под грифом 'государственной тайны', о чем стало известно из базы данных. Адвокат Варнига отрицает, что его клиент вербовал агента в Dresdner Bank или был с ним на связи.

 

16 января 1989 года Варниг представил отчет на 37 страницах о деятельности Дрезденского банка, о чем свидетельствуют записи 'Штази'. Сам отчет восстановить не удалось. 21 февраля того же года Варниг послал вдогонку еще один отчет - о политике Dresdner Bank в отношении деликатных вопросов экспорта в страны восточного блока.

 

Несколько недель спустя Варниг вернулся в Берлин, где, по словам Вейгельта, его отметили за успехи в вербовочной деятельности. В августе он был награжден серебряной медалью почета, о чем говорится в его личном деле. В октябре он получил уже золотую медаль за 'примерные успехи и за заслуги, за усилия и дисциплину при выполнении различных задач по укреплению и обеспечению безопасности государства рабочих и крестьян'.

 

В ноябре 1989 года пала Берлинская Стена, а в феврале 1990 года было распущено подразделение Варнига. По данным руководства Dresdner Bank, месяцем позже он был принят на работу в этот банк. После объединения Германии вышло судебное постановление о том, что бывшие граждане Восточной Германии не несут уголовной ответственности за ведение разведывательной деятельности в интересах своей страны.

 

Статья написана в сотрудничестве с Гаем Чазаном (Guy Chazan)