УФА, Россия. Здесь, на юго-западном Урале демонстрации против местного руководства представляют собой наиболее серьезный вызов политическому контролю президента Владимира Путина и могут служить сигналом, что подобные гражданские волнения, начавшись в провинции, способны распространиться по всей России.
Воодушевленные политическими переворотами на Украине и в Киргизии, тысячи местных жителей провели с февраля этого года серию демонстраций, требуя отставки президента Башкирии Муртазы Рахимова.
Сторонник президента Путина Рахимов был главой этого, преимущественно мусульманского, региона - формально автономной республики в составе России - еще со времен развала Советского Союза. Он победил на перевыборах в 2003 году, когда его основной соперник отозвал свою кандидатуру, как утверждают, по указанию Кремля.
Выдвигаемые демонстрантами требования носят, по преимуществу, местный характер, но претензии к правительству Рахимова напоминают те, что выдвигались в отношении недавно смещенных руководителей на Украине и в Киргизии, а сейчас все громче звучат в адрес Путина. В их числе обвинения в подтасовке выборов, усиливающемся государственном контроле над предпринимательством и коррупции.
Несмотря на то, что авторитет Путина остается высоким, происходящее свидетельствует о все растущих недовольстве и нетерпении, которые в той или иной степени проявляются по всей стране.
"Конец наступит, - заявил после последней демонстрации протеста 16 апреля Рамиль Бигнов, бизнесмен и лидер коалиции оппонентов Рахимова, - и наступит скоро".
Г-н Бигнов ограничился тем, что выразил надежду на политическую кончину Рахимова, однако сигнал, посланный успешной кампанией против регионального лидера, будет получен и Путиным, скорее всего потому, что Путин поддержал Рахимова и потому что Башкирия, как и мятежная Чеченская республика, является частью России.
Более того, Путин приложил руку и к формированию направления конфликта, который разгорелся в результате его прошлогоднего решения отказаться от прямого избрания губернаторов и других региональных руководителей.
"Сейчас очевидно, что вместо облегчения жизни это предложение принесло Кремлю лишнюю головную боль, - сказал Николай Петров, аналитик Московского центра Карнеги, занимающийся проблемами регионов. - Сейчас оппозиция лишена законных способов победить действующего губернатора".
Перед противниками Рахимова осталось два пути - выйти на улицы и обратиться к Москве. Они пошли по обоим.
В середине апреля, когда после двух месяцев протестов о новых выборах речь так и не зашла, около 200 оппонентов отправились в Москву, чтобы рассказать о своих проблемах, провести демонстрацию и передать в администрацию Путина свою петицию, подписанную, по их словам, 107000 жителей, с требованием отставки Рахимова. Выступления на месте тем временем продолжаются, и очередное назначено на 1 мая.
Г-н Бигнов заявил, что оппозиционные лидеры изложили свои требования помощникам Путина, но отказался назвать своих кремлевских собеседников. Петров сказал, что Путин вряд ли согласится - из опасения, что создаст прецедент, который вызовет волну протеста против других непопулярных руководителей.
С тех пор как Путин отменил региональные выборы для того, чтобы, по его словам, укрепить исполнительную власть, недовольные в трех южных регионах - Карачаево-Черкессии, Ингушетии и Северной Осетии - безуспешно требуют отставки своих руководителей. Пока что эти выступления наиболее значительные и продолжительные.
"На нас накатилась новая волна массовой политической активности, - говорит Петров. - Это представляет опасность из-за отсутствия демократических институтов, с помощью которых эту энергию можно было бы направить в другое русло".
Здесь, в Башкирии, администрация ответила резко, хотя пока и без применения грубой силы. За два часа до демонстрации 16 апреля Бигнова вместе с другим лидером оппозиции Анатолием Дубовским вызвали в Федеральную Службу Безопасности, где и допрашивали в рамках расследования дела об экстремизме в течение пяти с половиной часов, пока демонстрация не закончилась.
Сторонники Рахимова, тем временем, провели на площади Ленина встречную демонстрацию. Они прибыли на более чем 100 автобусах и буквально заполнили место, на котором оппозиции разрешили собраться.
В числе приехавших было несколько десятков молодых людей, многие в камуфляжной форме, которые по меньшей мере дважды вступали в стычки с противниками Рахимова. Они ударили по лицу пожилую женщину и затеяли спор лидером вновь созданного Народного фронта Башкортостана Айратом Дилмухаметовым, которого затем увезли на частной машине на многочасовой допрос в службе безопасности. [Дилмухаметова, по словам Бигнова, отпустили той же ночью.]
"Режим агонизирует, - сказал Дилмухаметов в интервью за несколько секунд до нападения на него, имея в виду попытки сорвать акцию протеста. - Они делают все, чтобы сюда пришли эти молодые люди и настраивают их против их же матерей".
Башкортостан - регион, богатый запасами энергетического сырья. По размерам можно сравнить со штатом Иллинойс. Это одна из 21 национальных республик из 89 регионов России. Население составляют башкиры-мусульмане, тюркская народность. После развала Советского Союза Башкирия сумела получить от Москвы значительную автономию.
Рахимов, башкир по национальности, ранее проявлял мощные настроения независимости националистического толка. Его противники говорят, что он стал деспотом, правил в регионе, как в собственном поместье, а большинство запасов сырья региона контролировали компании его сына, Урала.
Последние выступления начались после того, как в декабре прошлого года полиция в течение четырех дней проводила рейды в городе Благовещенске, где сотни молодых людей были арестованы и избиты после драки с милиционерами.
Масла в огонь добавило и принятие в начале года нового закона о замене льгот пенсионерам - бесплатного проезда в общественном транспорте и бесплатных медикаментов - денежными выплатами. Это вызвало серьезное возмущение по всей стране.
Сейчас в ряды оппозиции пришли и пенсионеры, недовольные снижающимся уровнем жизни в то время, как предприниматели Башкортостана во главе с сыном Рахимова становятся все богаче.
Рахимов от интервью отказался. Его представитель Ростислав Мурзагулов сказал, что президент сильно занят весенними посевными работами, и у него нет времени отвечать на выступления противников. Мурзагулов назвал лидеров оппозиции кучкой недовольных, стремящихся захватить политическую власть и природные богатства региона.
Он отверг обвинения в так называемом "оранжевом" стимуляторе, возникшем после выступлений против фальсифицированных президентских выборов на Украине. "У нас нет революционного духа, - сказал он. - Все, что у нас есть - это небольшая группа людей, которые хотят попытаться этот дух обрести".
На плакате сторонников Рахимова было написано: "Башкортостан не Киргизстан." Окруженный толпой противников Рахимова у подножия возвышающегося на площади памятника Ленину Дилмухаметов сформулировал требования, включая свободные и честные выборы, приостановку замены льгот и конфискацию принадлежащего сыну Рахимова имущества.
Он сказал, что оппозиция будет действовать в рамках закона, но его реплика прозвучала зловеще. "Время резолюций, требований и воззваний прошло, - сказал он и привел слова Маяковского о пистолете, популярном у большевистских революционеров, о маузере. - Как писал поэт, "Ваше слово, товарищ Маузер!""