Frankfurter Rundschau: Господин Ясин, что Вы думаете о процессе против Ходорковского?
Евгений Ясин: Это был незаконный показательный процесс и позор для моей страны. Я внимательно следил за ним: прокуратура не доказала виновность обвиняемых ни по одному пункту. Несмотря на это, Ходорковский получит, по меньшей мере, пять лет заключения, если не больше. Процесс подтвердил, что наша юстиция не является независимой, а прокуратура служит не справедливости, а Кремлю. Процесс вызывает тем большую озабоченность, что Ходорковский не смог защитить себя даже с помощью лучших адвокатов России. У других россиян еще меньше возможностей защититься.
Frankfurter Rundschau: Какие последствия имеет дело ЮКОСа?
Евгений Ясин: Темпы нашего экономического роста стали падать, и это решающим образом связано с делом ЮКОСа. К этому следует добавить попытку Кремля поставить под контроль всю экономику в целом. Ходорковский, конечно, не был ангелом, но по сравнению с другими предпринимателями он являлся примером большей прозрачности и большей социальной ответственности. По такому подходу нанесен тяжелый удар. До процесса по делу ЮКОСа многие начали верить, что власти в России можно, наконец-то, доверять. Кремль своими действиями эту веру преднамеренно разрушил.
Frankfurter Rundschau: Еще осенью прошлого года президент Владимир Путин говорил, что не заинтересован в разрушении ЮКОСа. Теперь оно практически завершено. Какую роль сыграл в этом Путин?
Евгений Ясин: Путин не всегда держит свое слово. Он, по меньшей мере, одобрил действия против ЮКОСа. Возможно, он действительно верит в то, что это в интересах государства и что такой урок, преподанный предпринимателям, не связан с политикой. Но я убежден, что в этом его убедили люди, выгадывающие от разгрома лично. . .
Frankfurter Rundschau: Вы, наверное, имеете в виду Сергея Богданчикова, главу государственной компании 'Роснефть', приобретшего самую ценную дочернюю фирму ЮКОСа?
Евгений Ясин: Один из примеров. Но круг тех, кто хотел уничтожить Ходорковского, был намного шире.
Frankfurter Rundschau: Было ли дело ЮКОСа единичным случаем или же Кремль пойдет также против других олигархов и фирм?
Евгений Ясин: Сейчас нет. Конечно, со стороны налоговых органов, действующих у нас по вертикали власти, предъявлялись уже новые требования, например, нефтяной компании ТНК-ВР, наверняка с одобрения высокопоставленных чиновников из Кремля. Однако сопротивление инвесторов, а также членов российского правительства растет. С другой стороны, те, кто уничтожил Ходорковского и ЮКОС, - это волки. Даже волк сразу не идет охотиться, если только что зарезал овцу. Но потом снова появляется голод. Поэтому с обещаниями надо быть осторожнее.
Frankfurter Rundschau: В своем послании к Федеральному Собранию Путин проявил по отношению к предпринимательству дружелюбие. Он Вас убедил?
Евгений Ясин: Я был рад, что Путин сказал это. Быть может, он начинает понимать роль экономики для России. Впрочем, есть другой вопрос: как отреагируют на речь деловые люди и инвесторы. Я бы на их месте продолжал и дальше проявлять сдержанность и своего поведения пока бы не изменил. И уж тем более, когда вижу, что Ходорковского отправляют в лагерь, а органы юстиции в рамках дела ЮКОСа упрятывают за решетку адвоката, мать двух детей, только за то, что она работает на ЮКОС. Я как предприниматель хотел бы видеть большее, чем прекрасные речи, прежде чем, ко мне вернется доверие.