Какое событие стало 'величайшей катастрофой двадцатого столетия'? Возвышение нацистской Германии? Распространение геноцида как инструмента государственной власти? Многие, возможно, скажут, что на это звание претендует перемалывание тоталитарной машиной Советского Союза целого ряда государств, сопровождавшееся гибелью миллионов человеческих жизней. Многие, но только не президент России Владимир Путин. Для него величайшей катастрофой стало не образование Советского Союза, а его распад - событие, которое позволило 14 другим странам, от Латвии до Казахстана, избавиться от московского владычества. 'Старые идеи мертвы', - посетовал он в понедельник в ходе своего ежегодного Послания Федеральному Собранию.
В большинстве отзывов на речь российского президента внимание главным образом обращалось на те моменты, которые изначально были предназначены для затравки Запада: его утверждение о том, что 'развитие России как свободного и демократического государства' теперь является наиглавнейшим приоритетом для руководства страны; его гарантии российским и иностранным инвестором по поводу того, что их капиталовложения не будут захвачены ненасытными чиновниками, несмотря на недавнюю конфискацию крупнейшей в стране нефтедобывающей компании; его официальный план по укреплению политических партий и предоставлению большей независимости подконтрольным государству средствам массовой информации.
И все же ностальгия бывшего сотрудника КГБ по канувшей в Лету советской империи, похоже, имеет такой же ярко выраженный характер, как и любое из его обещаний. То же самое было и в том случае, когда он, еще до своего прихода к власти, выступил против 'дезинтеграции' России, которая, по его мнению, выражалась в 'капитуляции' перед необходимостью предоставить Чечне статус автономии и 'неограниченном контроле над информационными потоками', позволяющем частным предпринимателям владеть печатными изданиями и телевизионными каналами. Владимир Путин ликвидировал эти достижения либерализации - в случае с Чечней посредством продолжительной войны, в результате которой погибли десятки тысяч людей.
Сейчас российский президент больше всего озабочен тем, чтобы как можно скорее восстановить то, что даже он иначе как подмоченной репутаций назвать просто не может. В начале следующего месяца Владимир Путин на правах хозяина примет у себя лидеров крупнейших мировых держав, включая президента Джорджа Буша (George Bush), которые прилетят в Москву для участия в торжествах, приуроченных к 60-летию Победы над фашистской Германией.
Этим летом президент России также должен занять председательское кресло в Большой восьмерке, сообществе промышленных демократий, в которое Россия, которая все чаще делает ставку на авторитарную форму правления и занимает 97 место в мире по уровню валового внутреннего продукта на душу населения, мягко говоря, просто не вписывается. Как признался в понедельник сам Владимир Путин, его стратегия восстановления российского величия зависит главным образом от способности привлечь в экономику западный капитал и сохранить партнерские отношения с Европейским Союзом и Соединенными Штатами.
Однако российский лидер хочет достичь этих целей, укрепив при этом восстановленную диктатуру Кремля и возродив, по его собственным словам, концепцию 'цивилизаторской миссии российского народа на евразийском континенте'. Вот почему наилучшим оценочным критерием для него являются не слова, а поступки. Важнейшим испытанием в этом смысле станет его поведение в отношении соседних Украины, Грузии и Молдовы, которые встали на демократический путь развития и отвергли неоимпериалистические устремления Владимира Путина. Сможет ли он изменить свой подход к этим странам и вывести неугодные войска с территории Грузии и Молдовы?
Еще одна непростая дилемма возникнет сегодня после вынесения приговора Михаилу Ходорковскому, предпринимателю, создавшему нефтяной конгломерат 'ЮКОС' и использовавшему его для оказания финансовой помощи либерально-демократической оппозиции в России. За то, что он осмелился вести себя так, как будто Россия на самом деле была свободной и ориентированной на капитализм страной, Ходорковский был арестован и стал главным обвиняемым на показательном судебном процессе, а его компания, самая передовая в стране, была распродана по частям.
Сегодня судьи объявят свой вердикт; государственные обвинители потребовали наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет. Исход этого дела должен рассказать администрации президента Буша и другим западным правительствам что-то очень важное о политике, который очень скоро будет формировать повестку дня на встречах наиболее развитых в демократическом отношении мировых держав.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Обратно в СССР ("The Boston Globe", США)
Путин в панике ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Что для Путина было "катастрофой века"? ("The Independent", Великобритания)
Кукловоды в Кремле ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Пленники ортодоксального прошлого ("La Vanguardia", Испания)
Ничего, кроме слов ("Der Tagesspiegel", Германия)
Кремль меняет кнут на пряник ("La Vanguardia", Испания)
Ежегодное обращение Президента Путина: новые реалии ("Radio France Internationale", Франция)
Прекрасные слова Путина - и реальность ("Neue Zuercher Zeitung", Швейцария)
Путин: делаем по своему ("The Guardian", Великобритания)
Путин хочет повысить доверие инвесторов ("The Wall Street Journal", США)
Новые козлы отпущения Путина ("Berliner Zeitung", Германия)
'Тоскующий по Советам' ("Handelsblatt", Германия)
Что может демократия по Путину? ("La Vanguardia", Испания)
Путин поет оду 'демократии' ("Liberation", Франция)