Около сорока пяти лет назад советский лидер Никита Хрущев впервые посетил Соединенные Штаты. И для Хрущева, и для американцев эта встреча не стала легкой прогулкой. Хрущев недовольно фыркал, когда ему говорили об экономическом процветании Америки, обрушивался на безвкусицу Голливуда и предсказывал, что коммунизм в конце концов похоронит капитализм (ничего себе предсказаньице, правда?).
Чтобы не давать дороги критике отсутствия свобод в России, Хрущев сам пошел в наступление. На приеме, устроенном в его честь президентом Эйзенхауэром, Хрущев начал оживленный разговор с вице-президентом Никсоном относительно американской прессы, в ходе которого назвал ее покорной прислужницей правительства. При этом, кстати, присутствовал и главный редактор Christian Science Monitor Эрвин Кенхэм (Erwin Canham). Указав на него, Никсон объяснил, что никак не может влиять на редакционную политику газеты, которой управляет Кенхем. Хрущев безапелляционно ответил: 'Я вам не верю'.
Невероятно, но почти полвека спустя нынешний лидер России Владимир Путин практически так же защищает Россию, когда ей указывают на недостаточную независимость ее средств массовой информации, и проявляет столь же глубокое непонимание американских свобод. На своей встрече с президентом Бушем в Европе в этом году Путин спросил его, как же, если американская пресса такая свободная, президенту удалось избавиться от Дэна Разера (Dan Rather) и этих надоедливых журналистов из Си-Би-Эс? Русских, очевидно, до сих пор не покинула уверенность в том, что американский президент может увольнять репортеров, что повергло в шок и самого Буша, и его сопровождающих.
Эти две истории, отделенные друг от друга четырьмя десятилетиями, как нельзя лучше показывают, насколько низким остается уровень понимания верхушкой российской власти реального значения демократии и ее движущих сил.
Буш продолжает толковать Путину про демократические ценности, а Путин в ответ говорит, что да, мы так и поступаем, однако в реальности и близко не подходит к реальной демократической практике. Такое несоответствие позиций уже давно характерно для американо-российских взаимоотношений.
На прошлой неделе Кондолиза Райс во время своего первого визита в Россию в качестве государственного секретаря поддержала линию своей страны в этих отношениях, не уходя от контакта, но в то же время открыто выражая неудовольствие администрации Буша тем, что Путин сосредоточивает в своих руках все больше контроля над СМИ, проводит авторитарную централизацию власти в пользу Кремля, подчиняет своим целям судебную систему и к тому же нарушает принципы рыночной экономики.
Конечно, сегодняшние отношения между Россией и Соединенными Штатами стали гораздо более сердечными и партнерскими, чем в старые недобрые времена 'холодной войны'. Бушу нужны хорошие экономические связи с русскими и надежная поддержка со стороны России в борьбе с международным терроризмом. Однако, как и в случае с Китаем, он не прекращает оказывать на Россию давление, с тем чтобы она более активно продвигала реформы в сфере защиты прав человека и усиления демократии.
На прошлой неделе госсекретарь еще раз заверила Путина в том, что Соединенные Штаты не ведут никакой игры, призванной снизить влияние Москвы в прилегающих к ней странах, бывших в свое время составными частями Советского Союза. Также она заверила российскую сторону в том, что правительство Буша не имеет намерений ни препятствовать вхождению России во Всемирную торговую организацию, ни оспаривать ее право на членство в 'большой восьмерке', ассоциации ведущих индустриально развитых стран мира, как предлагали сделать некоторые деятели, особенно серьезно настроенные против последних авторитарных шагов российской власти. Однако она, тем не менее, напомнила российскому руководству о том, что членство в этом клубе налагает на страну определенные обязательства по приверженности принципам демократии и правового государства. В этих областях, заявила она, правительство Путина откатывается назад.
Россия, по словам Райс, сегодня далеко не та, что во времена Советского Союза. Сегодня русские могут выезжать за границу, путешествовать по миру, и имеют большую свободу следовать той религии, которой захотят. Хотя в парламенте (Государственной Думе) доминирующее положение занимает прокремлевская партия 'Единая Россия', другие политические партии, тем не менее, существуют и выражают различные точки зрения. На улицах проходят демонстрации, студенческие организации активно критикуют действия правительства.
Однако прошлогоднее заявление Путина о переустройстве политической системы в сторону централизации власти в Кремле, а также кампания против ведущих промышленников, например, против бывшего главы нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского, сидящего сейчас в тюрьме, стали серьезными ударами по сторонникам демократии в стране.
Ходорковский был одним из плеяды олигархов-мультимиллиардеров, сделавших свои состояния на распродаже государственных энергетических корпораций во время 'приватизационных' реформ Бориса Ельцина. Конечно, этот процесс был далеко не идеален. Как написал в этом году эксперт по России из Гарвардского университета Маршалл Голдман (Marshall Goldman) в своей статье в журнале Foreign Affairs, 'к тому времени, как Путин стал преемником Ельцина в 2000 году, очень многим проблемам нужно было найти решение'. Кроме того, Путина раздражало вмешательство Ходорковского в политику и его намеки на то, что в 2008 году он собирается баллотироваться на президентских выборах.
Чтобы лишить Ходорковского его экономического влияния и нейтрализовать его как политическую силу, Путин не стал стесняться в средствах. При Путине, заключает Голдман, Россия 'сворачивает некоторые важнейшие экономические и политические реформы, которые она начала, освободившись от ярма коммунизма'.
Раз так, то неудивительно, что направление американо-российских отношений еще предстоит определить.
Джон Хьюз - бывший редактор Christian Science Monitor, сейчас является главным редактором и управляющим газеты Deseret Morning News.