Израиль стал центром российского еврейства, потому что в России сегодня проживают всего 500 000 евреев
Если в Израиле глава российского государства Владимир Путин захочет вечером расслабиться в своем гостиничном номере, ему достаточно будет только включить телевизор - и тут же он почувствует себя, как дома. В Израиле можно принимать три кабельных канала из Москвы. Если же Путин пожелает что-нибудь почитать, то ему на выбор предложат 50 ежедневных и еженедельных газет, а также и журналы на кириллице. Кроме того, есть и русские программы на радио. Гостиничному персоналу сотрудники Путина могут давать задания на русском языке, ведь в израильских отелях большинство сотрудников - выходцы из России.
Уже давно русский язык наряду с официальным ивритом и арабским стал третьим, неофициальным, государственным языком в Израиле. В супермаркетах и на почте, в фитнесс-клубах и на пляже Тель-Авива, - везде говорят по-русски, и везде есть таблички с указателями тоже на русском языке.
Из 6,3 миллиона израильских граждан свыше 1 миллиона приехали из республик бывшего Советского Союза. Израиль стал, таким образом, центром российского еврейства, потому что в России сегодня проживают всего 500 000 евреев. В Израиле же их больше всего в городах побережья - Хайфа и Ашдод, где даже есть своя Красная площадь. Они содержат мясные магазины, кафе, работают музыкантами в ансамблях классической музыки и в центрах общин. Некоторые настолько интегрировались в израильское общество, что представляют Израиль даже на Олимпийских играх. А живший в ссылке российский еврей Натан Щаранский дошел даже до поста министра, и его судьба заключенного ГУЛАГа и израильская карьера могут считаться символом успешной интеграции в общество.
Однако большинство евреев плохо приживаются в этой стране. Хотя им здесь и не грозит антисемитизм, и они могут без всякого страха спокойно развивать еврейские традиции, вынужденно скрывавшиеся десятилетиями. Тем не менее, многие русские сохраняют дистанцию с 'сабрами' - урожденными израильтянами. В глазах многих русских ближневосточный конфликт таит в себе нечто архаичное. Они рассматривают израильский паспорт как входной билет на Запад и собираются ехать дальше - в Германию или США. К огорчению ответственного за миграцию Еврейского Агентства 'Сохнут', после двух больших волн иммиграции российских евреев теперь в Германию выезжает больше русских, чем в Израиль.
Причиной скептического отношения российских евреев к Израилю является плачевное состояние израильской экономики. Во время Интифады безработица возросла до рекордной отметки. Ученые из России часто оказываются рабочими на стройках или сидят за кассами в супермаркетах, профессиональные скрипачи музицируют на улицах.
Поэтому только за 2002-2003 г.г. из Израиля обратно на родину вернулось свыше 60 000 евреев. Еврейская жизнь в России в последние 10 лет возрождается: реставрируются и открываются синагоги, работают шахматные клубы, магазины с кошерными продуктами, специальные книжные магазины, театры, издательства. Возвратившиеся в Россию рассказывают, что в течение года они сделали карьеру в таких центрах, как Москва или Киев, и стали жить намного лучше, чем в Израиле. Главный раввин России Берл Лазар так объясняет волну возвращения: 'Русские не смогли интегрироваться в израильское общество'.