Джереми Пейдж (Jeremy Page) пишет из Москвы о сегодняшнем неожиданном решении отложить приговор Михаилу Ходорковскому.
Что мы знаем о решении отложить вынесение вердикта по делу Михаила Ходорковского? Как и всегда в России, с уверенностью можно сказать очень немного, однако наибольшую популярность получили несколько версий. Кое-кто считает, что это - дело рук Кремля, и отложено решение из сиюминутных политических соображений. Есть также версия о том, что судье просто не хватило времени на написание вердикта. Есть и такие, кто приписывает задержку привычной бюрократической волоките.
Насколько вероятно, что в этом деле замешана политика и президент Путин?
Путин сейчас за пределами страны, в поездке по Ближнему Востоку, и весьма вероятно, что его отсутствие сыграло свою роль в том, что происходит в стране. И уж точно никто не верит в то, что суд принимает решение о том, какой назначить приговор, исключительно на собственное усмотрение. Практически уже ясно, какому наказанию в принципе может подвергнуться Ходорковский: максимум, что ему грозит - это десять лет тюрьмы. Однако вряд ли кто-либо посмеет принять окончательное решение без одобрения Путина.
Кроме всего прочего, 9 мая на празднование 60-й годовщины окончания Второй Мировой войны в Москве соберется огромное количество лидеров разных государств, и одним из них будет президент США Джордж Буш. Вполне вероятно, что российскому президенту не хотелось бы во время праздника отвечать на неприятные вопросы.
Да, хорошо, но ведь время празднований и запланированной поездки Путина по Ближнему Востоку были известны заранее, так? В свете этого авральный перенос оглашения окончательного приговора выглядит весьма любопытно. Кстати, необходимо учесть еще и то, что тон последнего обращения Путина к Федеральному Собранию существенно отличался от предыдущих годов - он был намного более либерален, и многие усмотрели в этом зарождение политического режима, более терпимо относящегося к крупнейшим бизнесменам страны - так называемым олигархам.
Так же немаловажно и понимать, что, чтобы что-то произошло, Путин не просто снимает трубку и отдает приказ. В данном случае имеет место непростой и непрозрачный процесс, в котором завязаны интересы нескольких групп, включая, возможно, и самого Ходорковского.
Как отреагировал на последние события российский народ?
Люди, шагающие по улицам, не слишком увлекаются сидением у телевизора. Дело Ходорковского тянется уже многие месяцы, и, если в политических и деловых кругах за ним пытались следить плотно, большинство людей чувствуют себя от олигархов бесконечно далеко.
А иностранные инвесторы, работающие в Москве?
Для большинства иностранных инвесторов исход этого дела практически не будет означать ничего существенного. Они достаточно серьезно следили за развитием событий, и их подход к бизнесу был соответствующим образом сбалансирован. Представляется даже, что многие инвесторы слегка кривят душой, когда кричат о том, как им страшно видеть, что в России якобы наступают на горло закону и порядку. Во-первых, многие из них уже привычны к работе на опасных рынках - кто-нибудь представляет себе, каково нефтяным компаниям работать в Нигерии? Во-вторых, российские суды никогда не были независимыми, и это инвесторам всегда было известно. И, наконец - по крайней мере, при нынешней системе, - всем известно, кто в доме хозяин и к кому обращаться в ожидании решения. До этого все, что было - это хаос власти, которую олигархи делили между собой. Множество иностранных инвесторов обожглось на олигархах задолго до того, как Кремль выступил в поход против Ходорковского.