Москва, 28 апреля 2005 года. Российский президент Владимир Путин, стремясь повысить роль России на Ближнем Востоке посредством как мирных переговоров, так и поставок оружия, в среду призвал к проведению предстоящей осенью мирной конференции в Москве.
Совершая первый за 40 лет визит кремлевского руководителя в Египет - и покидая в среду вечером Каир, чтобы начать первый в истории подобный визит в Израиль - г-н Путин сказал, что ему нужно сначала проконсультироваться с израильским премьер-министром Ариэлем Шароном (Ariel Sharon), чтобы собрать за столом переговоров "все заинтересованные страны".
Российские и израильские официальные лица в последние годы считают, что, несмотря на существование множества разногласий, у них имеются некоторые точки соприкосновения в подходах к таким вопросам, как конфликты с воинствующими мусульманами в Чечне и на палестинских территориях. Однако роль повивальной бабки в деле мирного разрешения ближневосточной проблемы давно уже взяла себе Америка, несмотря даже на то, что Россия формально является членом "квартета" держав, которые поддерживают этот процесс.
И вот теперь российский лидер, смело вторгаясь в эту сферу влияния США - где, по мнению многих арабов, американская роль "честного посредника" скомпрометирована непоколебимой поддержкой Израиля - пытается сбалансировать стратегические и экономические интересы России, которые касаются арабо-израильских противоречий.
Это уравнение усложняется еще больше в силу решения России продать Сирии усовершенствование зенитные ракеты. Израиль заявляет, что эта сделка - со страной, которую США считают государственным спонсором терроризма - может угрожать его безопасности.
"Путин хочет напомнить всему миру, что Россия по-прежнему является активным игроком в мирном процессе, - говорит российский аналитик Владимир Орлов из московского Центра политики безопасности. - Торговля занимает важное место в повестке, с учетом или без учета сделки по ракетам с Сирией, которая, как ясно дал понять Путин, не может являться предметом торга".
"Это часть экономизации российской внешней политики, - говорит г-н Орлов. - Россия будет продавать ближневосточным странам обычные виды вооружений. . . у нее имеются собственные внешнеполитические интересы, и она будет их блюсти вне зависимости от того, чего хотят Вашингтон или Тель-Авив".
Помимо продажи Дамаску российских комплексов противовоздушной обороны (ПВО) "Стрелец", связи России с Израилем осложняются тем, что Москва оказывает Ирану помощь в осуществлении его программ в области атомной энергетики, а также тем, что Москва добивается экстрадиции из Израиля нескольких миллиардеров с двойным гражданством, которые входят в число наиболее разыскиваемых Россией беглецов.
Моменты потепления
Однако случались и моменты явного потепления, когда осуществлялись обмены разведывательной информацией и сотрудничество в других сферах. В самом начале кризиса в Беслане в сентябре прошлого года Израиль направил в Россию группу своих специалистов по борьбе с терроризмом. Несколько ранее некоторые дети, ставшие жертвами террора, а также и других российские граждане, получившие ранения во время взрыва в московском метро, были приглашены в Израиль для прохождения лечения.
И все-таки продажа Сирии ракет вызвала в Израиле озабоченность, в особенности после того, как Путин в интервью израильскому телевизионному каналу на прошлой неделе подтвердил, что продажи ракет будут продолжены. Он сказал, что Россия отказала Сирии в ее просьбе продать более совершенные ракеты, "потому что мы не хотим нарушать сложившийся в регионе баланс силы, каким бы хрупким он ни был".
Комплекс ПВО "Стрелец" "невозможно скрытно передать террористическим группировкам", сказал Путин, добавив при этом, что эти системы, тем не менее, затруднят Израилю совершение полетов на малых высотах над резиденцией президента Сирии".
Г-н Шарон на этой неделе критиковал вышеназванную сделку по ракетам как опасную для Израиля" и отмечал, что Путин "всегда повторяет одно и тоже - что он не станет совершать действий, угрожающих Израилю", стране, где почти четверть населения составляют миллионы евреев, покинувших Советский Союз в последние годы существования этой империи.
Российский министр обороны Сергей Иванов во вторник отмел озабоченность Израиля, заявив, что российские технические специалисты "со всей очевидностью продемонстрировали" израильским экспертам, что ракеты "Стрелец" невозможно запускать иначе, как с предназначенной для них самоходной пусковой установки.
"Это не нарушит баланса сил в регионе, поскольку Израиль существенно превосходит Сирию в военном отношении, - сказал г-н Иванов. - Называть эту систему оружия 'портативной' - все равно, что утверждать, что подводные лодки могут летать".
"Это хороший сигнал, - заявляет глава московского офиса Центра оборонной информации Иван Сафранчук (Ivan Safranchuk). - Разъясняя, что ракеты данного типа невозможно сделать портативными, г-н Иванов посылает сообщение, что Россия не хочет, чтобы эти ракеты оказались в руках террористов, и что сделки по продаже российских вооружений гарантируют невозможность их попадания в руки террористов".
Возникающие расхождения
Хотя в годы "холодной войны" Советский Союз поддерживал своих арабских союзников вроде Сирии, продавая им вооружения и предоставляя займы на миллиарды долларов США, и имел особенно тесные связи с Организацией Освобождения Палестины (ООП) Ясира Арафата (Yasser Arafat), на рубеже двух тысячелетий связи России с Израилем начали улучшаться.
"В то время лишь эти две страны вели разговоры о международном терроризме; Клинтон (Clinton) и Буш (Bush) заговорили об этом только после событий 11 сентября (2001 года)", - говорит г-н Сафранчук.
Тем не менее, в российско-израильских отношениях появились трения в 2003 году, когда было начато судебное преследование за уклонение от уплаты налогов против российской нефтяной компании "ЮКОС", а в Израиле появились ощущения, что в нападках на генерального директора этой компании Михаила Ходорковского присутствует антиеврейский элемент.
В России также стала расти оппозиция - в связи с определенными признаками возрождения антисемитизма в последние годы - когда общественность узнала о более тесных российско-израильских связях.
Эти сложные взаимоотношения помогают объяснить, почему усилия Москвы на Ближнем Востоке остаются конкретным примером неоднозначности. Сафранчук перечисляет теории, которые объясняют продажу ракет Сирии, и утверждает, что мало какие из них могут быть категорически исключены.
Одной из причин такого шага России, возможно, является то, что продажа зенитных ракет "продиктована исключительно коммерческим интересом, однако России неудобно в этом признаться", и поэтому она "маскирует" эту сделку рассуждениями о политике, говорит Сафранчук.
Или же, говорит он, Россия, вполне возможно, пытается тем самым приобрести козырь на переговорах, чтобы затем пожертвовать им в ходе торга по вопросу экстрадиции из Израиля в Россию беглых миллиардеров - что является горячей темой в местной прессе.
________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Противоречия Путина ("Die Tageszeitung", Германия)
Мрачный юмор Путина ("Le Figaro", Франция)
Коммивояжер великой державы ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
'Мирное наступление' Путина ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)
Двусмысленность Путина ("Le Figaro", Франция)
Что нужно Путину? ("The Jerusalem Post", Израиль)
Россия-Израиль: Трудное сближение ("Berliner Zeitung", Германия)
Исторический визит ("Haaretz", Израиль)