В своем обращении к Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что дезинтеграция Советского Союза стала 'крупнейшей геополитической катастрофой ХХ-го века'. Я придерживаюсь иного мнения, в действительности катализатором той катастрофы послужил как раз обратный процесс - образование СССР, - ставшее катастрофой, как для самого этого государства, так и для множества других стран.
Сегодня отношения России со многими из них оказались в тупиковой ситуации. Но наиболее явно проблема ощущается не в бывших странах-сателлитах Советского Союза, а в самой почившей коммунистической империи с ее 14 республиками, которые полностью или частично оторвались от нее. Здесь, начиная с маленькой Эстонии и заканчивая большой Украиной, серп и молот смогли сжать даже, пожалуй, больше царей; не говоря уже о судьбе тех народов, что по-прежнему изничтожаются и порабощаются, подобно Чечне. Население всех этих вместе взятых стран составляет порядка 120 миллионов человек - настоящая уйма народа, о существование которого мы практически ничего не знаем и продолжаем воспринимать его как аппендикс Руси-Матушки.
И именно из-за гигантских размеров этого противостоящего Москве фронта в лице бывших союзных республик Путин и россияне вынуждены мириться со своей нынешней неприкаянностью. Финны, пострадавшие в свое время от Кремля, говорят: 'Не мешайте слабому медведю, поправившись, он начнет мстить'.
Но это еще не все: Россия и СССР показали, что их, веками и неустанно проводимая, идея гегемонии, расизма и авторитаризма всегда может принять еще более худшие формы. А потому единственный язык, который здесь понимают - это язык кнута, кнута, которым машет Россия. Этим и объясняется, что все перестали прислушиваться к финской мудрости, а стали верить только в свою силу и способность противостоять.
Но никто не сомневается, будь у Путина возможность, он воссоздал бы националистическую диктатуру, о возрождении которой пока лишь размышляет. И не перестает поражать тот факт, что эту самую диктатуру он направил против коррумпированных чиновников, которые вместе с апатичными и жестокими землевладельцами фигурируют в качестве главных персонажей в самых первых, выдающихся произведениях русской литературы, начиная с 'Мертвых душ' и заканчивая 'Обломовым'. Что, коммунизм не сумел избавиться и от этого первородного греха? Лениным хорошо удавались лишь ГУЛАГи.