Владимир Путин приехал в Иерусалим, чтобы показать всему миру, что Россия вернулась на международную арену и намерена играть активную роль в процессах на Ближнем Востоке, заявила в среду бывший посол Израиля в России Ализа Шенар (Aliza Shenhar) в беседе с корреспондентом Jerusalem Post.
Ализа Шенар, преподаватель Хайфского университета и бывший мэр Хайфы, считает, что с этого дня странам региона в своих действиях придется учитывать не только интересы США, но и интересы России. Она ссылается на обращение Путина, сделанное им несколько дней назад. Путин сказал, что распад Советского Союза стал величайшей геополитической катастрофой.
- Путин стремится вернуть потерянную честь России, - говорит Шенар. По ее словам, при Путине демократическое развитие России замедлилось. С одной стороны, российское общество до сих пор остается в значительной степени открытым, оно сохраняет сильные связи с Западом, но, с другой, во время правления Путина авторитарные тенденции значительно усилились. Например, нет той свободы прессы, какой она была при предыдущем президенте Борисе Ельцине. Губернаторы российских регионов не избираются, как раньше, а назначаются президентом; судебная система не может считаться вполне независимой; армия стала играть в жизни общества более серьезную роль, чем раньше; и, наконец, Путин окружил себя своими старыми друзьями по КГБ.
Еще один показатель антидемократических настроений в России - рост антисемитизма. По словам Шенар, Путин ничего не сделал для подавления этих тенденций; наоборот, он использует их в собственных целях - для укрепления режима и завоевания популярности. Например, во время борьбы с олигархами антисемитский фактор очень помог Путину перетянуть на свою сторону общественное мнение. Газеты, за которыми стоит власть, постоянно напоминают читателям о том, что обвиняемые олигархи - по национальности евреи.
Вот пример находящегося ныне под судом Михаила Ходорковского, бывшего главы нефтяной компании "ЮКОС" - тоже бывшей. Да, его можно называть евреем. Конечно, по халахическим стандартам (т.е. с точки зрения консервативного иудаизма - прим. перев.) Ходорковский вообще не еврей, так как его мать - не еврейка. Более того, он не жил по-иудейски и не определял себя как часть еврейского сообщества. Однако замечания о том, что Ходорковский - еврей, проходят в средствах массовой информации постоянно.
Однако это еще не все. Законность собственно судебного процесса также находится под вопросом. Многие из тех, кто следит за процессом со стороны, считают, что дело, по существу, политическое и к экономическим преступлениям, в которых обвиняют Ходорковского, не имеет никакого отношения.
Шенар призвала не придавать особого значения предположениям о том, что Путин будет просить Израиль экстрадировать в Россию некоторых проживающих здесь так называемых олигархов. Даже если бы он попробовал, считает бывший дипломат, Шарон ответил бы отказом.
К встречам Путина с израильским руководством, которые должны состояться сегодня, никакой особенной подготовки не было. Путин просто объявил, что он прилетает в Израиль - и все. Однако вопросы, представляющие взаимный интерес, у двух стран все-таки есть.
Например, Россия и Израиль вместе участвуют в войне против террористических группировок исламских фундаменталистов. По словам Ализы Шенар, между двумя странами идет обмен разведывательной информацией, которая оказывает огромную помощь израильским спецслужбам. Также между Россией и Израилем растет торговый оборот, в рамках которого объем двусторонних импортно-экспортных операций составляет около миллиарда долларов в год. Израиль приобретает российскую нефть, а теперь рассматривает и вопрос о покупке природного газа, а в Россию экспортируется телекоммуникационное оборудование, пищевые продукты и другие товары.
У Израиля большой потенциал инвестиций в Россию, поскольку в стране живет огромное количество иммигрантов, приехавших из стран бывшего Советского Союза и поэтому знающих русский язык и знакомых с русской культурой.
Однако есть еще два вопроса, продуктивность диалога по которым оставляет желать много лучшего. Один - это продажа советских ракет Сирии. Шенар считает, что сегодня представители Израиля снова поднимут этот вопрос, даже при том, что контракт между Москвой и Дамаском уже подписан, хотя Россия, как замечает Шенар, уже не может позволить себе отказаться от принятого решения. Ей нужно заработать деньги и удовлетворить свое мощное оборонно-промышленное лобби, которому необходимо искать рынки сбыта для своей продукции. А ведь в регионе есть и другие арабские страны, вооруженные уже устаревшим русским оружием и приобрести новые модификации, если Россия предложит их продать.
Второй больной вопрос - российская помощь Ирану в постройке ядерного реактора. Израиль уже неоднократно и безуспешно пытался убедить Россию остановить ядерную помощь Ирану, получая в ответ уверения русских, что они не считают Иран фактором 'исламской угрозы'. Кремль утверждает, что не Иран, а террористические организации угрожают мировой системе безопасности.
Однако Израиль, считает Шенар, не должен опускать руки перед лицом нескольких дипломатических неудач.
- Израиль не должен прекращать диалог. Хорошо, что по проблемным вопросам с Россией можно говорить открыто и прямо. Диалог очень важен. В конце концов, Путин представляет одну из мировых держав, ядерную и военную державу. Нет ничего важнее диалога.
______________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Преодоление стереотипов ("The Jerusalem Post", Израиль)
Остерегайтесь Путина ("Haaretz", Израиль)
Что нужно Путину? ("The Jerusalem Post", Израиль)
Исторический визит ("Haaretz", Израиль)