Нынешний визит российского президента Владимира Путина в Израиль, несомненно, имеет историческое значение. Ни один кремлевский лидер до сих пор не посещал еврейское государство; к тому же Путин, по сравнению со своими предшественниками, делает куда больше жестов доброй воли по отношению к еврейской общине России. Никогда еще в этой стране евреи не пользовались такой свободой вероисповедания, культурной и экономической деятельности, и во многом это является заслугой Путина.
Не будем, однако, приукрашивать ситуацию. Еврейская община в России по-прежнему сталкивается с серьезными угрозами, и израильские власти не должны проходить мимо этого факта. В ходе парламентских выборов 2003 г., Путин, вопреки своим благожелательным заявлениям в адрес евреев, поддерживал партии, не скрывавшие своих антисемитских взглядов. Государственное телевидение не скупилось на позитивные репортажи о деятельности Либерально-демократической партии Владимира Жириновского и блока 'Родина'. Обе прозападные либеральные партии, представленные в предыдущей Думе - 'Яблоко' и Союз правых сил - на этот раз не прошли в парламент: в результате в нем сегодня отсутствуют политические силы, последовательно выступающие за межэтническую толерантность. Их место заняли крайние националисты: ЛДПР, почти удвоившая свою парламентскую фракцию, получив 11% голосов, и 'Родина' - за нее проголосовали 9% избирателей. В обеих партиях полным полно людей, относящихся к евреям с ненавистью.
Как и ожидалось, львиная доля депутатских мандатов досталась прокремлевской партии 'Единая России' (она получила 37% голосов). Кроме трех перечисленных, в Думу с 13% голосов прошла Коммунистическая партия, отличающаяся злобным антисемитизмом. Если сложить голоса, поданные за все три 'некремлевские' партии, мы получим цифру в 33%. Получается, что треть российского электората на выборах 2003 г. поддержала явно антисемитские партии. Учитывая это обстоятельство, не стоит удивляться тому, что в январе 19 депутатов Думы направили в Генеральную прокуратуру письмо, где иудаизм был назван 'сатанинской' религией, а евреев обвиняли в том, что они совершают ритуальные убийства и пьют кровь христианских младенцев.
Путин публично осуждает антисемитизм, но глубокую тревогу вызывает тот факт, что он ограничивается общими заявлениями на эту тему, и ни разу публично не осудил поименно ни одного чиновника, партию или политика за антисемитизм: возможно, он опасается вызвать неприязнь той части электората, что поддерживает партии, подобные 'Родине'.
Благожелательное отношение президента к евреям, судя по всему, не слишком разделяют чиновники правоохранительных органов. Большинство нынешних и прошлых преступлений, совершенных на почве ненависти к евреям - в том числе избиения людей, взрывы в синагогах, ограбление еврейских центров и осквернение еврейских кладбищ - остаются нераскрытыми. Противозаконная пропаганда ненависти к евреям, в том числе и упомянутое письмо, где повторяется идущая еще со времен средневековья клевета о том, что они 'пьют кровь' христиан, как правило остается безнаказанной.
Если же подобные дела все-таки доходят до суда, то процесс зачастую превращается в фарс - суд назначает комитеты 'экспертов' для изучения вопроса о том, можно ли считать употребление слова 'жид' или использование символов вроде свастики деяниями, направленными на разжигание этнической вражды. Подобное, в целом снисходительное, отношение к преступлениям на расовой почве резко контрастирует с обычной уголовно-процессуальной практикой в России, предусматривающей жесткие наказания даже за незначительные преступления.
Публичные жесты Путина навстречу еврейской общине в какой-то степени способствуют ослаблению антисемитских настроений - впрочем, насколько именно, установить невозможно, потому что в России не существует надежной статистики преступлений на почве расовой ненависти. Чиновники правоохранительных органов, как правило, относят преступления, которые в большинстве других стран признаются расовыми (ограбление синагог, осквернение кладбищ, избиение представителей национальных меньшинств людьми, выкрикивающими антисемитские или расистские лозунги) к категории 'хулиганства' или обозначают их другими эвфемизмами, призванными затушевать факты насилия в отношении этнических меньшинств.
Участившиеся после 2001 г. случаи ареста скинхедов, что само по себе заслуживает всяческих похвал, не привели к спаду волны антисемитского и расистского насилия - наоборот, она явно нарастает. Беспокойство вызывает и географический масштаб этой проблемы. Неонацистское движение переживает взрывной рост, и сегодня подобные группы существуют в каждом более или менее крупном городе страны. Полиция оценивает численность скинхедов в России цифрой в 15-20000 человек. Некоторые неправительственные организации называют другие данные - до 50000; возможно, они завышены, однако, учитывая, что российские СМИ пестрят сообщениями об актах насилия, ежедневно совершаемых неонацистами, отрицать серьезность этой проблемы просто невозможно.
В последние годы израильские организации и организации еврейской диаспоры потратили немало усилий на борьбу с антисемитским насилием в Западной Европе, в основном игнорируя аналогичные инциденты в России, а также в соседних с ней странах - Украине и Беларуси. В условиях, когда в политическом климате России преобладает ксенофобия, и в отсутствие институциональной инфраструктуры демократических сдержек и противовесов, обеспечивающей соблюдение прав человека и законности (в отличие от Западной Европы, где эти элементы уже давно укоренились), кто поручится за безопасность евреев, и даже сохранение демократии в стране после 2008 г., когда Путин должен будет покинуть пост президента? Вполне возможно, что его преемником станет политик, исповедующий крайний национализм - ведь партии этого толка пользуются все большей популярностью.
Израиль должен тепло принять Путина и воздать должное его роли в обеспечении свободы российских евреев после мрачных советских времен. Но игнорировать реальные недочеты его политики в отношении еврейского общины и антисемитских сил, угрожающих безопасности евреев - значит дать Путину полную индульгенцию, которой ни он, ни его подчиненные не заслуживают.
Йозеф Абрамовиц - главный редактор журнала 'Jewish Family & Life', Николай Буткевич - заместитель директора Союза Советов по делам евреев в странах бывшего СССР по научно-исследовательской и правовой деятельности
_____________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Остерегайтесь Путина ("Haaretz", Израиль)
Путин посылает сигнал: Россия вернулась ("The Jerusalem Post", Израиль)
Что нужно Путину? ("The Jerusalem Post", Израиль)
Исторический визит ("Haaretz", Израиль)