В то время как президент Владимир Путин готовится к самому большому спектаклю за пять лет своего правления, Москва и ее бывшие союзники в Восточной Европе погрязли в злопамятности и взаимных обвинениях по поводу тех страниц истории, которые они собираются отмечать.
Большинство руководителей стран Центральной и Восточной Европы должно присоединиться к Джорджу Бушу, Тони Блэру, канцлеру Германии Герхарду Шредеру и другим главам государств и правительств общим числом более 50, которые будут присутствовать 9 мая в Москве на возглавляемой Путиным роскошной церемонии, посвященной звездному часу России - разгрому 60 лет назад фашистской Германии.
Однако восточные европейцы направляются в Москву с чувством беспокойства и даже антипатии. Ведь сталинское 'освобождение' пространства между Россией и Германией стало также и жестоким порабощением, приведшим к 45-летнему расколу Европы в годы холодной войны.
Польша, которая была захвачена и расчленена Третьим Рейхом и российской армией, которая стала свидетельницей уничтожения своей военной и интеллектуальной элиты сталинскими палачами, испытывает двойственные чувства по поводу участия в парадах на Красной Площади. Балтийские республики, которые были сначала захвачены Сталиным, затем Гитлером, а в конце войны присоединены к Советскому Союзу, также раскололись, поскольку двое из трех президентов бойкотируют эти празднования. Украинский президент Виктор Ющенко колеблется по поводу поездки в Москву.
Кремль ухватился за эти события шестидесятилетней давности как за светлое пятно в мрачной истории России 20-го века. Он не склонен к извинениям за разрушительные действия своего имперского правления в Центральной Европе на протяжении жизни двух поколений.
'Есть Россия с ее чувством гордости и ощущением своей исторической значимости, и есть Центральная Европа, которую в определенной степени изолировали, но у которой имеется совершенно другая интерпретация всего этого, - говорит Януш Рейтер, бывший посол Польши в Германии, ныне возглавляющий Варшавский центр международных отношений. - Проблема в том, что российская версия не только носит избирательный характер, но и затемняет наиболее деликатные моменты истории России'.
По словам бывшего президента Литвы Витаутаса Ландсбергиса, его страну приглашают в Москву, чтобы 'отпраздновать собственное порабощение'. 'В отличие от Германии, Россия не признает свою ответственность за эту войну и за массовое истребление ни в чем не повинных людей', - написал он в прошлом месяце.
Такие высказывания в Москве считают оскорблением, поскольку во время войны против гитлеровской Германии Советский Союз потерял 27 миллионов человек. По словам помощника Путина, государства Балтии пытаются поставить на одну доску Советский Союз Сталина и гитлеровскую Германию. 'Конечно, мы не можем согласиться с такими кощунственными попытками переписать историю', - заявил Сергей Ястржембский.
Провокации
Взаимные обвинения в последние недели еще больше активизировались в связи с серией заявлений со стороны Москвы, которые Рейтер характеризует как расчетливые провокации. Путин напрямую высказал обвинения в адрес польского президента Александра Квасьневского. Министерство иностранных дел России выступило с заявлением по поводу Ялтинской конференции союзных держав в феврале 1945 года, в котором было отмечено, что Польше следует быть 'благодарной' за этот пакт, который разделил Европу и привел к созданию Железного занавеса. В Варшаве Ялтинскую конференцию многие считают похоронами суверенитета и независимости послевоенной Польши. В российском заявлении говорится, что жалобы поляков на Ялту 'это... бессовестный грех'.
Еще более прискорбно то, что российские власти прекратили 14-летнее расследование массового убийства в Катыни в 1940 году, когда тайная полиция Сталина уничтожила 21 768 офицеров польской армии, представителей интеллигенции и духовенства.
На протяжении всей холодной войны Кремль утверждал, что данное массовое убийство было совершено нацистами.
Поляки начали собственное расследование того, что они называют военным преступлением и актом геноцида. Они требуют от России передачи исторических архивов. Русские отказываются, заявляя, что большая часть документов носит гриф 'секретно'. Они при этом отмечают, что события в Катыни нельзя называть военным преступлением, поскольку в тот момент Советский Союз не находился в состоянии войны с Польшей. Польский парламент в прошлом месяце заявил: 'Только вскрытие всей правды об этом преступлении и осуждение преступников может залечить раны и привести к улучшению отношений между Польшей и Российской Федерацией'.
Массовое убийство в Катыни произошло после подписания пакта о ненападении между Гитлером и Сталиным, который был заключен в августе 1939 года, за месяц до начала Второй Мировой войны и оккупации Польши нацистами. По условиям секретных приложений к данному пакту Центральная Европа делилась между Берлином и Москвой. После нападения Гитлера Сталин захватил восточную Польшу, а спустя девять месяцев - балтийские республики.
Кремль не аннулировал и не осудил этот договор, известный как Пакт Молотова-Риббентропа, названный в честь министров иностранных дел двух стран. В преддверии московских парадов 9 Мая русские продолжают настаивать на том, что они не вели войну с Польшей, не вторгались и не оккупировали балтийские страны, а 'освобождали' их.
В условиях таких глубоких разногласий по поводу прошлого президенты Литвы и Эстонии отказались от поездки в Москву. Ландсбергис предупредил, что мировые лидеры на празднованиях в Москве могут дойти до того, что 'подтвердят обоснованность советских военных преступлений'. Польский президент Квасьневский собирается в Москву, несмотря на глубокие разногласия и нападки со стороны России, которые, по мнению польских аналитиков, могут быть направлены на то, чтобы спровоцировать бойкот со стороны Польши и дискредитировать таким образом крупнейшего из новых членов ЕС.
Известный польский аналитик Ержи Осятински говорит, что Квасьневский должен поехать, но только при условии, что 'ему дадут возможность высказаться, откровенно поговорить в Москве о позициях противоборствующих сторон'.
Парад 'Победа-60' это не только воспоминание о прошлом, это и взгляд в будущее. После целой серии грубых внешнеполитических промахов Путин стремится восстановить свой престиж, подчеркивая в то же время статус России как великой державы и спасительницы Европы.
Восточная Европа опасается, что Брюссель, Берлин и Париж могут уступить напористости Путина, проигнорировав свои исторические претензии и опасения и подозрения в отношении путинской России. 'Речь идет о том, как использовать историю в своих целях, как политизировать исторические события, - говорит Рейтер. - Путин стремится модернизировать советскую мифологию в интересах сегодняшней России. Это приводит к столкновению с нами и прибалтами. Это показывает раскол, существующий в Евросоюзе между западом и центром Европы, между прагматичной политикой и моральным измерением. Берлин и Париж в первую очередь не хотят расстраивать Путина'.
Эпохальный триумф Сталина на Восточном фронте 60 лет назад превратил Советский Союз в сверхдержаву. Однако это стало катастрофой для стран Центральной и Восточной Европы, которые следующие 45 лет провели за Железным занавесом, управляемые кремлевскими комиссарами.
Парад в честь 60-летия Победы, запланированный в Москве на май, осложнит процесс примирения между начальниками и подчиненными из бывшего советского блока. 'Нельзя постоянно осуждать и обвинять русских, - говорит польский аналитик Осятински, - но нам нужна честная оценка истории'.
________________________________________________________
Избранные сочинения Яна Трейнора на ИноСМИ.Ru
В постсоветском видении мира Путина обнаружилась еще одна прореха ("The Guardian", Великобритания)
За беспорядками в Киеве стоят американцы ("The Guardian", Великобритания)
Запад спасает Грузию от радиоактивных материалов ("The Guardian", Великобритания)
Путин играет в либерала ("The Guardian", Великобритания)