Первый российский президент, который решил посетить Израиль и палестинские территории, прибыл вечером в среду 27 апреля в Иерусалим. Он мог рассчитывать на то, что оказанный ему хозяевами прием будет любезным. Однако у обеих сторон имеется немало поводов быть недовольными друг другом.
Благосклонно относясь к мирной атомной программе Ирана, которая в высшей степени тревожит Израиль, Россия кроме того рассчитывает поставить Сирии противовоздушные ракеты, которые, как напрямик уточнил российский президент в интервью израильскому телевидению, намекнув на проведенную Израилем в 2003 году операцию, 'осложнят бреющие полеты над резиденцией президента Сирии' Башара аль-Ассада, не изменяя соотношения сил между двумя странами.
Россия и Израиль также не находят общего языка по вопросу присутствия в Израиле бежавших олигархов, выдачи которых требует российское правосудие. Но сейчас не время для разногласий, что и продемонстрировало в связи с этим вопросом перенесение приговора по делу бывшего шефа компании Юкос Михаила Ходорковского, некоторые близкие которого находятся в Израиле.
Что касается его статуса в мире, то г-н Путин, который в понедельник признался, что испытывает чувство ностальгии по СССР, не может создавать впечатление, будто его считают незначительным действующим лицом на Ближнем Востоке. Израиль, где проживает более миллиона русскоязычных, приехавших сюда за последние пятнадцать лет, то есть пятая часть населения, хотел бы угодить своему гостю, при условии, что он не будет проявлять слишком явного волюнтаризма.
Пробный шар
Конечно, Россия участвует, наряду с Соединенными Штатами, Европейским Союзом и ООН, в 'четверке', этой неформальной организации, которая теоретически должна управлять 'дорожной картой', международным планом мирного урегулирования.
Однако г-н Путин, так же как и европейцы, прекрасно осознает, что монополистами в израильско-палестинском вопросе являются США, поскольку они - единственные настоящие партнеры по переговорам, которых приемлют израильтяне. Предложение провести осенью в России международную конференцию, сделанное в Каире, откуда г-н Путин начал во вторник свое ближневосточное турне, было одновременно и пробным шаром, и демонстрацией своих позиции.
Более чем осторожная реакция Соединенных Штатов оставляет мало надежды на осуществление этой инициативы, против которой настроен также и Израиль. 'Мы думаем, что наступит подходящий момент для организации международной конференции, но пока мы еще не находимся на этом этапе, и я не думаю, что это произойдет этой осенью', считает пресс-секретарь Белого дома Скотт Макклеллан. Тем не менее, г-н Путин пытается назначить дату ее проведения.
На самом деле, по мнению российской дипломатии, план вывода израильских войск и поселений из сектора Газа, за который израильского премьер-министра Ариэля Шарона в четверг следовало похвалить, должен означать начало, а не конец. Международная конференция, созыва которой также давно добивается и Франция, могла бы позволить приступить к подлинному политическому процессу с целью прийти к соглашению по окончательному урегулированию. 'Международная конференция, которую мы предлагаем провести, вытекает из необходимости вновь придать импульс мирному процессу', утверждал в Каире российский президент, подчеркнув, что он собирается 'рассмотреть уровень ее представительства и дату проведения'.
В Рамалле, куда г-н Путин должен отправиться в пятницу, палестинское руководство, которое от всей души стремится как можно скорее приступить к серьезному обсуждению, естественно обеими руками аплодировало российским инициативам. Однако, по мнению г-на Шарона, перспектива подобных переговоров просто преждевременна. По случаю еврейской пасхи он довел до сведения, что до того как начнется диалог, 'террористические инфраструктуры' палестинцев должны быть разрушены.