Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Друзья и фактор потенциальных неприятностей

Визит российского президента еще раз показал, что, несмотря на теплые улыбки, крепки рукопожатия и уютную атмосферу, лидеры двух стран все чаще и чаще начинают расходиться во мнениях

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В среду премьер-министр Ариэль Шарон и президент Моше Кацав встречали у себя Владимира Путина как 'друга' израильского народа. Вполне возможно, что это действительно так, однако, как показали разногласия, возникшие вокруг поставок оружия и мирной конференции по ближневосточному урегулированию, друзья зачастую преследуют прямо противоположные интересы.

Когда международный Квартет по ближневосточному урегулированию впервые ступил на мировую политическую арену в конце 2001 г., в период пика насильственных действий и отчаянного поиска возможностей по осуществлению посредничества между Израилем и руководством Палестинской автономии, многие вскинули брови от удивления, узнав о составе этой коалиции, позже давшей рождение мирному плану 'Дорожная карта'.

Ни у кого тогда не возникло вопроса, почему Соединенные Штаты являются частью Квартета, учитывая их репутацию единственной мировой сверхдержавы, доверие, которое испытают к ним в Израиле, и их обширные связи с арабским миром.

Понятно было и участие Европейского Союза (ЕС) и Организации Объединенных Наций (ООН) - обе организации обладают значительным весом в мировом сообществе и пользуются доверием со стороны палестинцев.

Но как в эту группу смогла затесаться Россия? Этот же вопрос в израильском варианте, сопровождаемом типичной складкой между бровей и отчаянной жестикуляцией, прозвучал бы так: 'Да кто они вообще такие?' Когда Россия была принята в Квартет, она уже давно перестала быть сверхдержавой, ее отношения с Израилем, несмотря на серьезный прогресс по сравнению с советскими временами, оцениваются в Иерусалиме весьма осторожно и с изрядной долей скептицизма; что же касается ее авторитета у стран арабского мира, то он стремительно падает по мере снижения способности оказывать военную помощь.

Членство России в Квартете, произошедшее по умолчанию, стало частью явления, которое один из высокопоставленных израильских чиновников охарактеризовал как эффект 'запишите и меня тоже'. Одной из причин, почему Израиль не стал возражать против участия Москвы, стала превентивная политика в отношении любого вреда, который русские могли бы причинить, если бы остались за бортом этого элитного форума.

Теория нейтрализации потенциальных неприятностей достаточно часто употребляется как в дипломатии, так и в любом известном вам детском саду. Ее суть очень проста: нужно вовлечь конкретное государство (или ребенка) в дипломатический процесс (или игру) не потому, что вам действительно этого хочется, а потому, что, поступая таким образом, вы точно знаете, что оно (он) ничего не натворит.

С этой точки зрения Россия действительно может причинить Израилю не просто рядовые неприятности, а очень серьезный вред. В частности это высказывание справедливо для следующих трех направлений: Совета Безопасности ООН, где Россия является одним из пяти постоянных членов; поставок оружия противникам Израиля; и дипломатической арены, где Москва может чинить препятствия американским и/или израильским инициативам.

Такая предупредительная стратегия успешно применялась по отношению к России на протяжении нескольких лет, однако в последнее время израильские политики стали замечать, что этот подход стал давать сбои.

Первых тревожный звонок прозвучал в конце 2003 г., когда Россия, вопреки желанию Израиля, представила и пролоббировала Резолюцию Совета Безопасности ООН 1515, в которой план мирного урегулирование 'Дорожная карта' получил официальное закрепление.

Причина протеста израильской стороны очень проста: Израиль не хочет, чтобы все вопросы, касающиеся палестино-израильского конфликта, разбирались в ООН, рассматриваемой Иерусалимом в большей степени в качестве 'вражеской территории'. Действия России также преследовали достаточно простую цель - придать 'Дорожной карте' официальный статус, что в свою очередь, вкупе с членством в Квартете, укрепит репутацию России как одного из ключевых игроков в процессе ближневосточного мирного урегулирования. Вспомните, именно Квартет объявил о появлении 'Дорожной карты'.

Вторая проблемная ситуация возникла в конце 2004 г., когда в распоряжение Израиля попала информация о том, что российские власти намереваются начать поставку Сирии переносных зенитно-ракетных комплексов 'Игла' (по классификации НАТО 'SA-18').

Существует множество причин, лежащих в основе такого поведения Москвы. Во-первых, российская гордость и кремлевская установка о том, что никто не имеет права указывать Москве, кому продавать оружие; во-вторых, необходимость поддерживать на плаву российскую оборонную промышленность посредством выгодных сделок, подпитывающих военно-промышленный комплекс; в-третьих, российские амбиции, желание укрепить свое влияние на Ближнем Востоке и стать ключевым игроком на международной арене.

И последнее свидетельство того, что Россия начинает реализовывать свой огромный потенциал по доставлению неприятностей, пришло в среду, когда российский президент Владимир Путин застал врасплох израильских политиков, призвав к проведению мирной конференции по Ближнему Востоку в Москве.

Русские были обязаны знать, что израильский премьер-министр Ариэль Шарон (Ariel Sharon) отвергнет эту идею, что он, собственно говоря, и сделал, подчеркнув, что план мирного урегулирования действительно подразумевает проведение международной конференции, но только во второй его части. Ввиду того, что в глазах Шарона реализация 'Дорожной карты' еще даже не началась, сегодня нет никакой необходимости говорить о проведении такой конференции в ближайшем будущем.

Израиль сможет разрядить ситуацию, как это уже было в случае с премьер-министром Великобритании Тони Блэром (Tony Blair), который уже выдвигал похожую инициативу в прошлом году. Последняя является проблематичной сама по себе, так как ставит Израиль в неловкое положение и вынуждает говорить 'нет' мирной конференции.

Более того, вышеупомянутая инициатива свидетельствует о том, что другие участники мирного урегулирования имеют свои соображения по тому или иному вопросу, несмотря на то, что Шарон верит (и Соединенные Штаты поддерживают его в этом) в то, что план демилитаризации сектора Газа и 'Дорожная карта' не подразумевают стороннего вмешательства, которое может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для израильских интересов.

В среду премьер-министр Ариэль Шарон и президент Моше Кацав (Moshe Katsav) встречали у себя Владимира Путина как 'друга' израильского народа. Вполне возможно, что это действительно так, однако, как показали разногласия, возникшие вокруг поставок оружия и мирной конференции по ближневосточному урегулированию, друзья зачастую преследуют прямо противоположные интересы.

Визит российского президента еще раз показал, что, несмотря на теплые улыбки, крепки рукопожатия и уютную атмосферу, лидеры двух стран все чаще и чаще начинают расходиться во мнениях.

_____________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Притча под названием 'визит Путина' ("Haaretz", Израиль)

Путин - горячая тема ("Haaretz", Израиль)

Один из российских парадоксов ("Haaretz", Израиль)

Преодоление стереотипов ("The Jerusalem Post", Израиль)

Остерегайтесь Путина ("Haaretz", Израиль)

Путин посылает сигнал: Россия вернулась ("The Jerusalem Post", Израиль)

Что нужно Путину? ("The Jerusalem Post", Израиль)

Исторический визит ("Haaretz", Израиль)