28 апреля 2005 года. Озвученное вчера в Каире российским президентом Владимиром Путиным предложение созвать в Москве конференцию по Ближнему Востоку оживило воспоминания об участии Москвы в делах данного региона.
"Мы предлагаем созвать в Москве нынешней осенью международную конференцию с участием всех заинтересованных сторон и 'квартета' (четверка ближневосточных посредников, куда входят США, Россия, ЕС и ООН - прим. пер.)", - заявил Путин во время совместной пресс-конференции с президентом Египта Хосни Мубараком (Hosni Mubarak).
Это предложение не было сходу отвергнуто Израилем. Как сообщили новостные агентства, представитель по связям с общественностью Министерства иностранных дел Израиля Марк Регев (Mark Regev) заявил, что Израиль не возражает против международной конференции, созванной в соответствии с положениями "дорожной карты" (план мирного урегулирования, разработанный "квартетом" - прим. пер.), но отметил, что сначала предстоит сделать очень многое.
Этому предложению сопутствуют другие признаки - включая переговоры на высоком уровне и экономические соглашения - указывающие на то, что Москва стремится вернуть себе когда-то очень заметные позиции в регионе.
Трехдневный визит Путина на Ближний Восток начался в Каире во вторник и включает остановки в Израиле и на Палестинских территориях. Это первый визит главы российского/советского государства в Египет с тех пор, как советский президент Леонид Брежнев приезжал на похороны Гамаля Абдель Насера (Gamal Abdel-Nasser) в 1970 году. Это также первый в истории визит кремлевского правителя в Израиль и на Палестинские территории.
"Советы всегда уделяли пристальное внимание Ближнему Востоку. Этот регион был практически их задним двором. Сегодня россияне во главе с Путиным пытаются вернуть себе присутствие, если не влияние, на Ближнем Востоке", - говорит бывший посол Египта в России Реда Шехата (Reda Shehata).
"Я полагаю, что нам следует установить прямые контакты с арабскими странами, начав с Египта", - заявил Путин во время одного интервью главному редактору газеты "Al-Ahram" Ибрагиму Нафи (Ibrahim Nafie).
"Мы являемся соседями арабского мира. Нам нужно работать над укреплением наших отношений", - сказал Путин во время своего вчерашнего выступления в каирской штаб-квартире Лиги арабских стран.
Обращаясь к представителям 22 арабских государств, Путин вместе с принимавшим его генеральным секретарем Лиги арабских стран Амром Муссой (Amr Moussa) подчеркнул, что Москва и столицы арабских государств должны показать, что их когда-то прочные связи не ушли в прошлое.
Но сумеет ли Россия выстроить связи такого рода, какие когда-то имел в арабском мире Советский Союз? Многие дипломаты говорят, что это маловероятно.
"Россия - важная страна, - сказал один дипломат на условиях анонимности. - Это все более важный игрок на мировой арене и это ядерная держава - пусть даже и не очень сильная. Но Россия слаба в экономическом отношении и политически неэффективна. Всего несколько дней назад государственный секретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) была в Москве, где читала россиянам нотации по вопросу демократии".
Многие арабские дипломаты согласны с этим мнением. Настолько прочна гегемония Соединенных Штатов, говорят они, что большинство арабских столиц, в том числе тех, что близки к Москве, находятся в политической и экономической зависимости от благосклонности Вашингтона.
Да и у большинства высокопоставленных лиц в арабском мире нет особенного пристрастия к чему-либо российскому. "Они предпочитают все американское. Посещения Вашингтона занимают важное место в их дипломатических повестках. Они покупают дома на Западном побережье США и они ездят лечиться в американские больницы", - сказал этот дипломат.
Есть немногие исключения. Сирия недавно заключила соглашение о покупке в России усовершенствованных ракет, несмотря на возражения Израиля.
"При Путине Москва заставляет ощутить свое присутствие в этой части планеты", - утверждает один работающий в Каире сирийский дипломат. По его оценке, Россия все еще способна исправить некоторые из дисбалансов, вызванных кричащим предпочтением Вашингтона Израилю.
Взгляды этого сирийца разделяет мало других дипломатов. "Москва вместе с другими западными столицами пыталась спасти от войны режим Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Но никто не может противиться воле США. И вот теперь Россия ведет речь о том, чтобы открыть новую страницу в отношениях с США по вопросу Ирака, потому что знает, что не способна противостоять Америке", - говорит один работающий в Каире иракский дипломат.
Арабские и российские дипломаты, однако, согласны с тем, что Путину удалось поднять престиж своей страны на Ближнем Востоке в том, что касается как арабо-израильского противостояния, так и Ирака.
В придачу к предложению о созыве конференции по Ближнему Востоку российский президент также призвал нарастить международные усилия по восстановлению стабильности в Ираке. Для того чтобы Ирак вышел из нынешнего состояния хаоса, сказал он, необходимо, чтобы он начал работать над национальным примирением и прекращением присутствия иностранных войск на своей территории. Путин, кроме того, призвал мировое сообщество занять более примирительную позицию в отношении Сирии, которая, по его мнению, прилагает чистосердечные усилия к тому, чтобы уважать свои международные обязательства.
"Позиция России в отношении событий на Ближнем Востоке могла бы иметь очень позитивное влияние", когда мировое сообщество станет обсуждать региональные дела, считает генеральный секретарь Лиги арабских стран Мусса.
Россия, быть может, не сумеет соперничать с США в плане экономической помощи и обеспечения информационными технологиями, но, говорят комментаторы, она все же может предложить многое. Российский рынок, указывает Шехата, остается в основном неиспользуемым для экспорта товаров арабских государств, который по-прежнему встречается с ограничениями при попытке выйти на американские и европейские рынки. Россия по-прежнему способна обеспечивать военно-техническую помощь. Арабским государствам, когда они пересматривают свои отношения с Россией, следует принять во внимание недавно установленные и крепнущие связи Москвы с Организацией Североатлантического договора (НАТО), добавляет Шехата.
Закончившийся вчера визит Путина в Каир получил значительное освещение в египетской прессе, которая приветствовала его как сигнал начала нового этапа в египетско-российских и арабо-российских отношениях. Решение президента Мубарака назвать одну из улиц Ассуана именем российского архитектора Ассуанской плотины Николая Малышева было воспринято большинством как символическое признание этих возобновившихся связей.
Обращенная к Лиге арабских стран просьба Путина считать российского посла в Каире посланником при этой панарабской организации заставляет предположить, что Москва полна решимости добиваться более тесных отношений с арабами. Однако остается неясным, сумеют ли как Россия, так и арабские государства сохранить то поступательное движение, которое сообщил их взаимоотношениям визит Путина на Ближний Восток.