Терроризм не является ни врагом, ни идеологией. Это всего лишь тактика. Однако так называемая глобальная война с терроризмом продолжает рисовать картины традиционного поля боя, как если бы между пехотинцами добра и зла существовала стратегическая симметрия. Но, говорит бригадный генерал Джастин Келли, глобальной войны с терроризмом не существует. Взгляды бригадного генерала созвучны мнению эксперта по терроризму из "Рэнд корпорейшн" Брюса Хофмана, который считает "войну с террором" чем-то не намного более серьезным, чем боевой клич, который пережил свою полезность.
На самом деле, доказывают они, мир имеет дело с глобальной антиповстанческой операцией, направленной против широкого спектра нетрадиционных противников, многие из которых прибегают к терроризму. Это намного более сложная концепция, чем звучащая в политической риторике "тотальная война" с террором, однако такое различие имеет жизненно важное значение.
Нет сомнения в том, что сформировался глобализованный антизападный террористический франчайзинг, когда местные обиды проявляют себя под исламским знаменем "Аль-Каиды". Подавляющее военное превосходство Соединенных Штатов означает, что они быстро одержат победу в традиционной войне. Однако США и верховенству Запада противостоят такие асимметричные угрозы, как повстанческое движение в Ираке и нападения на западные цели в прочих регионах. Заблуждение, что над терроризмом можно одержать решающую победу, проявляет себя на мрачном иракском театре /военных действий/.
Спустя более чем два года не имеется серьезных свидетельств близящейся победы возглавляемой США коалиции. Однако существует достаточно свидетельств того, что в Ирак стягиваются экстремистские группы из других мест. Есть реальные основания опасаться - в частности, в относительно близкой Европе - что эти экстремисты привезут домой насильственные методы, отточенные на улицах и в переулках Ирака.
Глобальная антиповстанческая операция не является вопросом численности войск или огневой мощи. Главным образом, ее суть заключается в интенсивном и кропотливом полицейском и разведывательном сотрудничестве между национальными органами. Она также требует отбросить бесполезный и не позволяющий проводить внутренние разделения ярлык войны с терроризмом, чтобы дать возможность сфокусировать внимание на конкретных местных причинах и возможных решениях.
Возможно, ненависть к Западу и является общей чертой несопоставимых между собой групп, прибегающих к насилию, однако их мотивы кроются в четко выраженных исторических и экономических обидах. Сходным образом мало внимания уделялось порождающим терроризм нищете и коррумпированному или некомпетентному управлению. Это не означает, что сражаться не придется. Однако, предупреждает бригадный генерал Келли, сражения будут идти не на традиционных полях битвы, а в запутанных лабиринтах густо заселенных городских районов, где даже единственный вооруженный смертоносным оружием противник может нанести стратегическое поражение.