Политическая элита Финляндии не должна смешивать проблему возвращения утраченной Карелии с нечеткой работой по развитию сотрудничества с сопредельными территориями.
Травмы, нанесенные войнами, сохраняются долго. Кто-то считает, что война - она всегда война, и все договоры надо выполнять, несмотря на те способы, с помощью которых они были заключены.
Так, о возвращении утраченной Карелии, о репарациях или о пересмотре судебных решений, касающихся осуждения виновных в развязывании войны - не следует даже и говорить. Кто-то предлагает пересмотреть судебные решения и оправдать тех, кто был признан виновным в создании тайных складов оружия (на случай оккупации Советским Союзом Финляндии после 1944 года), вернуть отторгнутые силой территории и, наконец, рассмотреть нерешенные с Россией вопросы.
Сталин и Гитлер заключили 23.8.1939 года пакт Молотова-Риббентропа, который разделил Европу на две сферы влияния. Финляндия не виновата в начале войн. Сталин хотел завоевать всю Финляндию и планировал переселение ее народа. Войны и их последствия оставили много ран, не заживших до сих пор.
И что же надо бы сделать? Существует несколько вариантов подхода к проблеме: некоторые основываются на правах человека и принципах гуманности, есть юридические, экономические, психологические, политические и демографические исходные позиции.
Нам надо бы в Финляндии найти консенсус по проблеме, касающейся окончательного разрешения оставшихся открытыми старых вопросов и создания в результате атмосферы для хороших отношений с Россией. Сейчас у нас деловые отношения с соседним государством и это хорошо. Но, по мнению (финского) народа, хороших отношений и дружбы нельзя достичь на нынешней базе.
Если у нас единое мнение по трем вопросам - Финляндия не виновата в развязанных войнах, мы заботимся о деловых выгодах Финляндии и стремимся к решению старых проблем - то нам необходимо для окончательного решения проблемы, сложившейся во время войн и в послевоенное время, сформулировать следующие задачи:
Как можно залечить военные травмы, чтобы мы ощущали себя победителями вместе с Россией? Какие действия приведут к рождению доверия?
Только совместная победа, другими словами так называемая ситуация
win-win может создать основу для позитивного будущего. Какие же действия могут укрепить взаимное доверие и принести обоюдную пользу?
Если нынешнее положение не изменить, то и доверие не появится. И мы не достигнем указанного статуса win-win. У нас ведь есть опыт, накопленный за 60 лет. Изменения, таким образом, уже назрели и необходимы.
Руководители нашего государства и оппозиционеры заявляют сейчас, что не следует поднимать шум в связи с Карелией, и что о проблеме можно будет говорить только в том случае, если русские выразят готовность к диалогу. Такая позиция является довольно шаткой по двум причинам:
Мы действуем, как виноватая сторона, хотя мы - жертва. Более двух миллионов финнов хотели бы изменений, но мы не проявляем политической активности в этом деле.
Мы можем самостоятельно залечить в Финляндии некоторые травмы и создать, таким образом, основу для рассмотрения вопроса на межгосударственном уровне. Мы можем (своей властью) отменить антиконституционные приговоры судов, вынесенные после процессов, на которых выяснялись преступления государственного руководства во время войны и тех, кто создавал тайные склады оружия. Для этого нужна только воля и изменение позиции правительства и парламента в этом вопросе.
Мы можем вернуть заслуженную славу шюцкору и членам женской организации Лотта Свард. Надо честно рассмотреть проблемы, связанные с войнами и послевоенными делами. Доверия не прибавится, если кого-то будут защищать, а других - обвинять.
В отношениях между Финляндией и Россией самые большие проблемы состоят в вопросе о возврате отторгнутых территорий и в достижении договоренности в вопросах, касающихся понесенных лишений в военные годы и репараций. Глупо думать, что многочисленные травмы, нанесенные войнами финнам, исчезнут сами собой, и что такая атмосфера может служить основой конструктивного сотрудничества.
А что может вернуть доверие лучше, чем возврат отторгнутой Карелии и других земель и восстановление, таким образом, попранных прав человека и принципов гуманизма?
Как можно двигаться по пути решения этой проблемы? В финляндских СМИ идет широкая многоплановая дискуссия о возвращении утраченных земель. Многие политические руководители России, например, министр иностранных дел Лавров, глава (Республики Карелия) Катанандов, сенатор Маргелов, бывший посол Дерябин, и лидер партии Жириновский уже высказывали свое мнение по этой проблеме. Финляндские политики молчат.
Где смелость наших политиков? Нельзя смешивать проблему возвращения утраченной Карелии или разрушений в годы войн с нечеткой работой по развитию сотрудничества с сопредельными территориями или с совместной работой по поддержанию культурных карельских традиций. Необходимо разделять эти два совершенно разных вопроса. Возврат территорий - дело, касающееся всех финнов, ведь вся Финляндия понесла ущерб из-за утраты своих земель.
Нам надо уделить особое внимание тем позитивным факторам, которые будут влиять на нашу жизнь после того, как мы решим вместе с Россией старые назревшие проблемы.
Надеемся, что наша политическая элита, начнет работу для достижения нашей общей цели. Масштабное обсуждение вопросов для залечивания все еще открытых ран - самая важная тема и майских торжеств в Москве.
Авторы - сопредседатели организации ПроКарелия (ProKerelia)