Алматы (Казахстан) - В марте следователь казахской прокуратуры провел несколько недель в офисе правозащитника Евгения Жовтиса, роясь в его бумагах. Ему не удалось обнаружить того, что он искал - доказательств, что г-н Жовтис передает казахской оппозиции деньги, полученные в качестве иностранной помощи. Тем не менее, возглавляемой правозащитником организации по-прежнему грозит закрытие.
Деятельность таких людей, как г-н Жовтис, ставит Соединенные Штаты перед трудной задачей. Казахская оппозиция, вдохновленная риторикой президента Джорджа У. Буша, а также революциями в других постсоветских государствах - Украине, Грузии и Кыргызстане - считает, что у нее появилась возможность свергнуть правителя, которого она обвиняет в кумовстве, коррупции и авторитаризме. Однако этот же самый правитель ходит в любимчиках у Вашингтона, где его считают прозападно настроенным реформатором, распахнувшим двери перед американскими нефтяными компаниями.
Разочарованные критики режима в Казахстане утверждают, что именно по этой причине они не пользуются такой же моральной поддержкой со стороны США, как украинские или грузинские оппозиционеры. 'Соединенным Штатам нравится демократия в собственной стране, - отмечает известный журналист и критик властей Сергей Дуванов, - но это не обязательно распространяется и на нас'.
При всей своей приверженности самовластным методам управления, президент Нурсултан Назарбаев поощряет иностранные инвестиции и активно модернизирует казахскую экономику - в последние годы темпы экономического роста в стране составляют почти 10%. Бурно развивается коммерческая столица Казахстана - Алматы: там открываются новые пятизвездочные отели, шикарные ночные клубы, процветает малый бизнес. Новая официальная столица - Астана - переживает настоящий строительный бум.
Из-за благоприятной ситуации в экономике оппозиции непросто мобилизовать общественность в поддержку своих требований. Так, ее призывы к акциям протеста против подтасованных выборов в сентябре прошлого года не нашли отклика среди общественности.
Вашингтон, в свою очередь, заявляет, что не намерен становиться на чью-либо сторону. 'Оппозиция хотела бы, чтобы мы ее поддержали, - отмечает один американский чиновник, - но мы стараемся держаться 'над схваткой''. Однако в условиях роста политической напряженности, вызванного революциями в других странах бывшего СССР и приближением президентских выборов в Казахстане, Соединенным Штатам становится все труднее осуществлять подобное 'балансирование'.
Шестидесятичетырехлетний Назарбаев, возглавляющий страну еще с советских времен - как ожидается, на предстоящих выборах он будет переизбран на третий семилетний президентский срок - рисковать не желает. В последние несколько месяцев власти запретили одну из оппозиционных партий, закрыли критически настроенную газету и ввели жесткие ограничения на проведение демонстраций в ходе предвыборной кампании - сами выборы состоятся в конце этого года.
В настоящее время прокуратура расследует деятельность 33 неправительственных организаций (НПО), в том числе и Международного бюро по правам человека, возглавляемого г-ном Жовтисом: их подозревают в том, что они переправляют оппозиции средства, поступившие с Запада в виде финансовой помощи. По словам г-на Жовтиса, его организация ничем подобным не занималась, и тем не менее его обвиняют в уклонении от налогов - сам правозащитник называет это явным проявлением 'избирательного правосудия'. 'Я занимаюсь этим уже 12 лет, и я устал, - говорит г-н Жовтис. - Никакой надежды на перемены нет'.
США протестуют против подавления оппозиции, особенно в связи с расследованием деятельности НПО, многие из которых финансируются американцами. 'Они не нарушают никаких двусторонних соглашений, но мы по-прежнему озабочены направленностью этих действий', - отмечает один западный дипломат. Тем не менее, критики властей считают, что Вашингтон проявляет снисходительность по отношению к г-ну Назарбаеву.
Центральную Азию лихорадит с марта, когда тысячи демонстрантов, возмущенных подтасованными выборами, свергли киргизского президента Аскара Акаева. С особой силой это брожение ощущается в Казахстане, граничащем с маленьким Кыргызстаном. Их народы близки по этническому происхождению, а репрессивный режим г-на Акаева и господствующие позиции, которые занимала в экономике его семья, во многом напоминают систему, сложившуюся в Казахстане при г-не Назарбаеве.
'События в Кыргызстане чрезвычайно повысили наш боевой дух', - утверждает Ораз Джандосов, бывший вице-премьер и нынешний сопредседатель оппозиционной партии 'Ак Жол' ('Светлый Путь'), в руководстве которой преобладают отставные члены правительства. В ходе прошлогодней 'оранжевой революции' на Украине лидеры 'Ак Жол' не раз появлялись на киевском Майдане незалежности и брали у украинских коллег 'уроки' гражданского неповиновения.
В марте три оппозиционные партии объединились в предвыборный блок 'За справедливый Казахстан' и выдвинули бывшего спикера парламента Жармахана Туякбая единым кандидатом на выборах. Кроме того, они составили проект новой конституции, где урезаются весьма широкие полномочия президента.
Г-н Туякбай - бывший сторонник Назарбаева; он подал в отставку в знак протеста против массовых нарушений на парламентских выборах в сентябре прошлого года. 'Люди устали от Назарбаева, - говорит он. - Они видят, что доходы от нефтяных богатств Казахстана попадают в руки небольшой клики, окружающей президента'. За последний месяц лидер оппозиции дважды подвергался хулиганским нападениям и едва спасся.
Клан г-на Назарбаева действительно пользуется немалым влиянием. Его родственникам принадлежат крупные пакеты акций ведущих телеканалов страны. Зять президента Тимур Кулибаев занимает пост вице-президента государственной нефтяной компании 'КазМунайГаз'. Его дочь Дарига - депутат парламента; она возглавляет пропрезидентскую партию 'Асар'. По мнению многих наблюдателей, ее готовят в преемницы г-на Назарбаева. Сторонники президента считают, что в результате событий в соседней стране его позиции только усилятся. 'Люди видели эксцессы в Кыргызстане - грабежи и погромы - и реагируют на это так: 'Не дай бог, чтобы это случилось и у нас', - утверждает советник г-на Назарбаева Ермухамет Ертысбаев. - Люди воспринимают президента как гаранта стабильности'.
Кроме того, в последние месяцы президент принимает меры, призванные снизить народное недовольство. В феврале он увеличил пенсии, зарплату врачам и учителям, а также студенческие стипендии. По словам советников г-на Назарбаева, он к тому же планирует внести в конституцию поправки, расширяющие полномочия парламента - именно в этом состоит главное требование оппозиции. 'В отличие от Украины, Грузии и Кыргызстана, где революции произошли 'снизу', у нас в Казахстане революция будет осуществляться 'сверху' - отмечает г-н Ертысбаев. - В нашей стране элита осознает необходимость модернизации'.
Соединенные Штаты, судя по всему, такое развитие событий вполне удовлетворяет. В Вашингтоне благожелательно относятся к г-ну Назарбаеву еще с тех пор, как он избавился от ядерного оружия, доставшегося Казахстану в наследство от СССР, и открыл двери в экономику страны компаниям 'ChevronTexaco' и 'ExxonMobil'.
Официальные представители США подчеркивают, что нарушения прав человека в Казахстане не идут ни в какое сравнение с действиями властей других центральноазиатских государств, например Узбекистана и Туркменистана, чьи лидеры установили в своих странах чуть ли не тоталитарные режимы, и не терпят никакого инакомыслия. 'С самого начала у нас наладилось весьма успешное сотрудничество с г-ном Назарбаевым', - заявляет уже упоминавшийся нами западный дипломат.
Кроме того, Соединенные Штаты рассматривают режим г-на Назарбаева как оплот стабильности в крайне неспокойном регионе. В Казахстане практически отсутствуют проявления исламского фундаментализма, который пустил корни в наиболее бедных регионах близлежащего Узбекистана.
'Несомненно, американцы предпочли бы, чтобы у нас было меньше коррупции, больше прозрачности, чтобы судебная власть была посильнее, - отмечает г-н Жовтис. - Но в целом Назарбаев их устраивает'.