Мне бы хотелось, чтобы французы ратифицировали европейскую Конституцию, поскольку заключенный в ней прогресс мне кажется очевидным. Договор полезен для Европы. Он полезен и для Франции, где развитие, занятость и динамизм зависят от лучшей организации Союза. Тем не менее, нынешняя избирательная кампания вызывает опасения по поводу самого смысла европейского строительства. Пора дать точный ответ на вопрос, являющийся предметом страстных споров. Какими должны быть границы Европейского Союза?
Действительно имеются трудности, возникшие из-за расширения Союза. Это сложность механизмов принятия решений, несовпадение интересов, пересмотр уже существующих и будущих институционных правил, значительные бюджетные издержки, последствия для локализации деятельности и распределения занятости. Ясно то, что Европа не может бесконечно расширяться, иначе она просто растворится. После значительного расширения 2004 года у Союза нет ни финансовых, ни институционных средств бесконечно продолжать движение, которое может оказаться забеганием вперед. Необходимо переждать.
И все же Европейский Союз не может не проявлять интереса к окружающим его странам. Он должен укрепить связи со своими соседями, преследуя три цели - моральную, политическую и экономическую. Защищать свои ценности от любых форм насилия. Обеспечить свою безопасность от любой угрозы. Сохранить свой уровень жизни. Это предполагает создание окружающего Союз пространства, которое должно быть зоной демократии, безопасности, стабильности и процветания.
О каких странах может идти речь? Будем реалистами. Европе нужно упорядочить свои отношения с соседними странами, не считая себя обязанной способствовать их вступлению в Союз. Пусть время покажет. Поэтому бесполезно продолжать теоретические споры о том, каковы должны быть границы Союза, исходя из географических, исторических и культурных данных. Тем не менее, можно считать, что такие страны как Украина, Россия, Турция, Израиль, будущая Палестина или страны, расположенные на южном берегу Средиземного моря имеют право воспользоваться этой политикой партнерства.
Что касается формирования его отношений, проект Конституции дает ответ. В статье I-57 он предусматривает для Европейского Союза возможность развивать 'с соседними странами привилегированные отношения, с тем, чтобы организовать пространство процветания и добрососедства, в основе которого лежат ценности Союза и характеризующееся тесными и мирными отношениями, опирающимися на сотрудничество'. В этой статье, кроме того, говорится, что 'Союз может заключать специфические соглашения с упомянутыми странами' и что 'эти соглашения могут содержать как взаимные права и обязанности, так и возможность совместных действий', делая их выработку предметом взаимной согласованности'. Союз уже предпринял инициативы для установления этих отношений. Настало время точнее обозначить их принципы.
Заключение договоров
Мы не на пустом месте. Европейский Союз уже завязал тесные связи со многими государствами средиземноморского бассейна, Балканами и с Россией. Это так называемая политика 'нового соседства', которая материализуется посредством многочисленных соглашений и финансируется применительно к нуждам и ситуации в каждой из стран-партнеров. Только заключение соглашений, а не осуществление стереотипных решений, позволяет действовать в соответствии с особенностями положения каждой из стран. И речи быть не может о том, чтобы определить единый статус привилегированного партнера.
Необходимость учитывать различные ситуации
Даже если создание вокруг Европейского Союза зоны процветания будет осуществляться путем формирования между ним и его партнерами свободного рынка, это, однако, не будет означать возможность немедленно открыть границы всех государств для свободного перемещения людей, имущества, услуг и капиталов. Не только в интересах Союза, но и в интересах стран-партнеров, чья экономика могла бы быть задушена, если бы границы открылись слишком поспешно. Необходимо будет принять такую политику, которая проводилась бы постепенно, варьируясь в зависимости от каждого конкретного случая.
Содержание новых договоров о партнерстве определит также и общие направления, к которым страна-партнер могла бы примкнуть: сотрудничество в судебной и правоохранительной области, в области науки, образования, здравоохранения, культуры, миграционной политики, сельского хозяйства, окружающей среды. Из всего длинного перечня общих направлений, на мой взгляд, преимущество необходимо отдать вопросам безопасности. Террористические акты в Мадриде или Стамбуле и Москве показали, что мы должны сделать все возможное перед лицом угрозы, и что совместные действия необходимы. Достигнутое на сегодняшний день сотрудничество в этой области должно быть укреплено.
Общий фундамент для любого направления партнерства
Хотя договоры о партнерстве и должны быть приспособлены к интересам Европейского Союза и к нуждам соответствующих стран, все они должны иметь общий фундамент, который не может быть предметом сделки. Речь идет о демократии и правовом государстве. Ссылаясь на 'Копенгагенские критерии', Европа должна ставить условием для любого партнерства уважение к ее ценностям, что также означает отказ от любой дискриминации, признание границ и прав меньшинств.
В 1994 году я выступил с инициативой заключения пакта стабильности со странами Восточной Европы, который основывался на соблюдении этих принципов и позволил принять 12 новых членов. Я предлагаю, чтобы на все страны, которые пожелали ли бы стать партнерами ЕС, распространялось обязательство примкнуть к этому пакту.
Соблюдение принятых обязательств
Необходимо быть уверенным в том, что договоры о привилегированном партнерстве добросовестно соблюдаются. Например, в том, что касается миграций, государства-партнеры должны будут придерживаться взятых на себя обязательств и осуществлять эффективный контроль над своими границами. То же самое должно относиться и к демократии и правовому государству.
У Союза имеются средства, в частности, финансовые, чтобы навязывать собственные взгляды, когда это необходимо. Неплохо было бы проявлять большую строгость в отношении партнеров, которые не соблюдают своих обязательств, и, не колеблясь, прерывать сотрудничество в случае серьезных нарушений, как ЕС поступил в 1997 году в отношении Белоруссии. Договор означает верность данному слову.
Органы, адаптированные к потребностям партнеров ЕС
Не предполагается участие стран-партнеров в органах сообщества, таких как Комиссия и Парламент. Зато нельзя утверждать, как это некогда сделал один из прежних председателей Еврокомиссии, что привилегированное сотрудничество должно быть во 'всем, кроме участия в органах'. Страны-партнеры не могут оставаться в стороне от всех без исключения институций.
Есть три решение, ни одно из которых не исключает другого.
- Первое. Дать возможность партнерам участвовать в некоторых советах министров или европейских советах в качестве неполноправных участников, обеспечив себе, за отсутствием права вето, роль наблюдателей. При этом их позиция могла бы быть изучена и принята во внимание.
- Второе. Создать соответствующие органы, позволяющие следить за правильным выполнением соглашений. Для этого существует несколько возможностей. В наблюдательные комитеты входили бы представители Европейской Комиссии, стран-членов и страна-партнер или группа соответствующих стран-партнеров. В этих объединениях могли бы участвовать как одна страна, так и группа стран-партнеров, связанных между собой региональной солидарностью. Можно было бы также учредить межпарламентские комиссии, в которые входили бы как члены национальных парламентов, так и Европарламента, и которые были бы призваны способствовать сближению ЕС со странами-партнерами и обеспечивать демократический контроль политики партнерства.
- И последнее. Периодически организовывать форум всех стран-партнеров, который позволил бы Союзу вести с ними диалог.
Принятие европейской Конституции - наилучший способ создать такую политику соседства на прочной и ясной основе. Таким образом, безотлагательно были бы заключены все договоры, в которых мы нуждаемся для установления наших границ. Европа должна себе доверять. У нас больше нет времени ждать.
Эдуар Балладюр - бывший премьер-министр, депутат от Парижа (партия СНД) и председатель комиссии по международным делам Национальной Ассамблеи.