- Для европейцев самым страшным событием ХХ века является Вторая мировая война. Однако Владимир Путин назвал распад Советского Союза 'величайшей геополитической катастрофой прошлого века'. Как Вы можете объяснить это различное восприятие?
- Для меня это высказывание было тоже неожиданностью. Конечно же, распад Советского Союза было большой исторической драмой. Но он несло в себе и шанс для многих народов свободно определиться со своим предназначением. Возьмите хотя бы прибалтийские государства, Украину, Грузию. Высказывание Путина объясняется его ностальгией по великому и могучему Советскому Союзу. Отсюда и его пост-империальная политика по отношению ко многим соседям России.
- Есть ли связь между переносом оглашения приговора по делу Ходорковского и торжествами по случаю дня Победы и предстоящей встречей ЕС-Россия?
- Конечно, это играет роль. Ведь иначе атмосфера во время визита иностранных глав государств была бы омрачена. Но намного важнее то, что этот факт показывает, что у нас нет независимого правосудия. Правосудие действует по указке президента.
- После событий на Украине создается такое впечатление, что президент борется сам с собой, решая, допускать ли в России больше свобод или, наоборот, закручивать гайки. . .
- Украина показала, что возможна вторая фаза демократизации, что политическая ситуация может измениться. В России мы такого еще не видели. В течение последних 14 лет у нас был только Ельцин и избранные им преемники.
- Вы можете это объяснить?
- Возьмите новый закон о партиях. Если Вы захотите создать новую партию, Вам нужно собрать 50 000 подписей во всех субъектах Федерации. Это невозможно. Или отмена прямых выборов губернаторов; то же самое относится и к мэрам. И конечно же, конец прямым выборам депутатов в Думу.
- Вы сами как независимый депутат от Алтая уже не будете иметь шанс попасть в новую Думу?
- Абсолютно никакого. Впредь избранным может быть только тот, кто стоит в списках партий, которые попадут в парламент. В этом заключается новшество.
- Вызывает ли это недовольство?
- После событий на Украине люди впервые вышли на улицы, чтобы заявить о своем социальном положении. Это, конечно, скромное начало, не опасное для Кремля.
- Куда ведет Путин Россию?
- Он такой же авторитарный, как и Уго Чавез в Венесуэле. В экономическом плане, Путин хочет прийти к нефтяному государству. В политическом - всегда будет столько демократии, сколько он считает нужным. И самое неприятное, что многие на Западе, и прежде всего канцлер Германии Герхард Шредер, закрывают на это глаза. Это цинично.
Владимир Рыжков - независимый депутат российской Думы.