Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Андре Глюксман: 'Война в Ираке не была превентивной, ее начали с опозданием'

Интервью с французским философом Андре Глюксманом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нет, это не после вторжения в Ирак никто не ставит под вопрос чеченскую кампанию Путина, длящуюся уже больше 10 лет. Само пренебрежение, тот факт, что не обращается внимания на одну из самых жестоких войн в мире, которая длится целое десятилетие - вот вопрос, который должны задать себе все те, кто выступил за мир и против военной интервенции в Ираке

Двадцать первое столетие, начавшееся с таких ужасных событий как взрывы 11 сентября и захват школы в Беслане, привели к зарождению мира, где человек надеется лишь пережить 'неутомимый страх, настолько же полыхающий и жестокий, насколько коварный и леденящий'. Такова, по меньшей мере, суть изложенного в новой книге французского философа Андре Глюксмана (Andre Glucksmann) 'Слово о ненависти'. Книга, которую в эти дни ее автор представляет в Испании, должна послужить 'введением в изучение природы ненависти человеческого существа'.

- В одном из докладов ЦРУ указывается, что за год количество нападений и терактов увеличилось втрое. Ненависть разрастается?

- Статистика показывает, что число таких происшествий растет, но вместе с размышлений на эту тему становится все меньше. Но, когда ненависть одерживает верх, когда событие подобное взрывам 11 марта в Мадриде приводит к изменению предвыборной тенденции, террористы начинают думать, что это их действия привели к иному результату выборов, и это заставляет их продолжать свое дело. Существует своего рода соперничество, в самом губительном значении этого слова, между террористическими группировками.

- Откуда берется вся эта ненависть?

- Как говорят классики, это ненависть к самому себе. Это ненависть любого, кто не может принять свое собственное беспокойство, свое страдание. Ненависть того, кто самоубийственным образом преувеличивает это беспокойство и страдание. Двадцатое столетие изменило лик планеты, правовые государства оказались в меньшинстве, народ боится и попрекает себя тем, что не может найти выход. Он ощущают себя свободным, но эта свобода вызывает у него беспокойство, и именно это беспокойство в отношении самого себя проецируется на других. Это приводит к тому, что во многих обществах существует ненависть к Западу, к евреям, к американцам и, как следствие, к женщине, потому как женщина - зеркало, в котором отражаются слабости и уязвимость человеческого существа. Учитывая современную тенденцию, согласно которой женщина больше не должна подчиняться мужчине, то, что телевидение и кино демонстрируют совершенно иные ее возможности, в мужчине рождается недовольство, и в этом своем недовольстве он упрекает женщину.

- Действительно ли наблюдается рост ненависти, или она просто пропагандируется?

- Сегодня ненависть мощнее, чем прежде. После падения Берлинской стены и прекращения существования двух блоков воля к свободе лишилась своих оков, что привело к таким мирным революциям, как украинская. Но более раскрепощенными стали и те инстинкты, что порождают терроризм, причем терроризм достаточно неконтролируемый.

- Некоторые полагают, что Вашингтон прикрывает свои военные операции гуманитарными миссиями. Штаты таким способом прячут свою ненависть?

- Бывают ситуации, когда гуманитарным миссиям необходима защита. После того, как в Багдаде было совершено нападение на представительство ООН, эта организация приняла резолюцию, в которой содержались упреки в свой адрес в том, что не были приняты необходимые антитеррористические меры. Существует опасность недооценить угрозу терроризма.

- Существует ли 'до' и 'после' оккупации Ирака? Ставится ли под сомнение, начиная с момента военного конфликта, политика Владимира Путина в отношении Чечни?

- Нет, это не после вторжения в Ирак никто не ставит под вопрос чеченскую кампанию Путина, длящуюся уже больше 10 лет. Само пренебрежение, тот факт, что не обращается внимания на одну из самых жестоких войн в мире, которая длится целое десятилетие - вот вопрос, который должны задать себе все те, кто выступил за мир и против военной интервенции в Ираке. Почему они не выступают против войны в Чечне? Когда я задаюсь этим вопросом, то прихожу к выводу, что они выступали не за мир, а против Буша. С моей точки зрения, война в Ираке не была превентивной. Это было выступление против длившейся более 30 лет диктатуры, которая привела к многомиллионным жертвам среди иракского населения. Эта война не была превентивной, ее начали с опозданием, она должна была начаться много раньше.

____________________________________________________

Избранные сочинения Андре Глюксмана на ИноСМИ.Ru:

Союз против нарциссизма ("Liberation", Франция)

Путин, сталинский царь ("L'Espresso", Италия)

Отныне двое убийц противостоят друг другу: Путин и Басаев ("L'Express", Франция)

Чеченский де Голль ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Новый царь говорит вам спасибо. . . ("Le Monde", Франция)

Зов свободы ("The Wall Street Journal", США)

Путин Первый: опасный царь ("Corriere Della Sera", Италия)

Беслан: мораль и политика ("El Pais", Испания)

Путин-поджигатель ("L'Espresso", Италия)

Именно война царя Путина порождает терроризм ("La Repubblica", Италия)

Шопинг и все нормально (так рекламирует Путин) ("Corriere Della Sera", Италия)

Что значит для нас 'День Д'? ("The Wall Street Journal", США)

Палачи тоже умирают ("El Pais", Испания)

Добро пожаловать в мир мегатерроризма! ("The Wall Street Journal", США)

Русская рулетка ("Die Welt", Германия)

Похороненные заживо ("The Wall Street Journal", США)

События 11 сентября стали объявлением мировой войны ("ABC", Испания)

Конец истории будет положен в сортире? ("El Pais", Испания)

Путин действовал как террорист ("La Vanguardia", Испания)

Если бы в ЦРУ читали Достоевского, 11 сентября можно было бы предотвратить ("ABC", Испания)

Кровь, нефть и ядерные отходы ("L'Espresso", Италия)