Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Куда идет Россия?

Куда идет Россия? picture
Куда идет Россия? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в воскресенье самолет Air Force One президента Буша приземлился в Москве, президент приехал на празднование 60-летия победы над нацистской Германией в страну, которая, несмотря на продолжающийся экономический рост, находится в неспокойной и опасной политической ситуации. Правительство ее президента Владимира Путина все дальше отходит от демократических завоеваний 90-х годов в сторону все большей рецентрализации политики и экономики

Когда в воскресенье самолет Air Force One президента Буша (самолет президента США официально приписан к ВВС и имеет бортовой номер 1 - прим. перев.) приземлился в Москве, президент приехал на празднование 60-летия победы над нацистской Германией в страну, которая, несмотря на продолжающийся экономический рост, находится в неспокойной и опасной политической ситуации. Правительство ее президента Владимира Путина все дальше отходит от демократических завоеваний 90-х годов в сторону все большей рецентрализации политики и экономики.

Кремль пытается подчинить себе и контролировать многие институты, раньше пользовавшиеся независимостью - включая телевидение, законодательную и судебную ветви власти, а также вновь взять 'господствующие высоты' национальной экономики. Недавно Путин назвал распад Советского Союза 'крупнейшей геополитической трагедией 20-го века', показав тем самым, что он, в отличие от своего предшественника Бориса Ельцина, не остановится перед возможностью подчинить воле Москвы бывшие советские республики, которые ныне стали независимыми государствами.

В результате политическая стабильность России, ее экономический прогресс и отношения с соседями становятся все более и более проблематичными. Учитывая уникальное значение России как крупнейшей евразийской страны, одного из лидирующих в мире экспортеров нефти, ядерной сверхдержавы и первейшего партнера Соединенных Штатов в борьбы с терроризмом, весьма вероятно, что Буш использует свой нынешний визит для оценки нанесенного ущерба и планирования собственных действий, которые он мог бы предпринять, чтобы остановить последние тенденции.

Разворот на сто восемьдесят градусов

Хотя за первые три года своей работы нынешнее правительство провело некоторые важные экономические реформы, в конце концов оказалось, что самым уязвимым местом России - во всяком случае, по мнению Путина - было не остаточное влияние советского чрезмерного государственного влияния на политику и экономику, а, напротив, политическая и экономическая децентрализация 90-х годов прошлого века.

Сперва Кремль ренационализировал главный независимый телеканал России, НТВ, а затем, специально для подавления своих политических противников и сторонников свободного рынка, начал судебное преследование против "ЮКОСа", крупнейшей российской частной компании, демонстративно наступая по ходу этого дела на горло принципу независимости суда и переворачивая все возможные юридические процедуры. Основателя и главного совладельца "ЮКОСа" Михаила Ходорковского обвинили в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов, после чего государство подстроило результаты аукциона по продаже главного добывающего предприятия "ЮКОСа" таким образом, что оно попало в руки компании, принадлежащей этому же государству.

В политической сфере Путин выдвинул инициативу отменить выборы независимых кандидатов, из которых сегодня наполовину состоит Дума, нижняя палата парламента, а вместо этого проводить выборы только по партийным спискам. Это предложение еще не прошло через парламент, но, если оно пройдет, голосование станет, во-первых, гораздо дороже и труднее в организации, и, во-вторых, у центральных и местных властей окажется гораздо больше возможностей для вмешательства в его процедуру.

Путин открыто манипулирует составом верхней палаты Федерального Собрания, чем демонстрирует явное и наглое нарушение принципа разделения властей.

- Убежден, что состав палаты следует обновить, - заявил Путин в феврале этого года, выступая перед руководством Собрания, - чтобы сделать работу палаты . . . более стабильной.

В долгосрочной перспективе самым вредным шагом может стать еще одна путинская инициатива - уже, кстати, одобренная 'карманным' парламентом - прекратить выборы губернаторов регионов. Вместо этого теперь их кандидатуры представляются президентом и утверждаются (причем практически в обязательном порядке) региональными парламентами. В такой огромной стране, как Россия, в которой регионы настолько отличаются друг от друга экономически и по этническому составу, возвращение к централизованному государству взвалит на плечи федеральной власти огромный объем работы и почти наверняка закончится дестабилизацией и кризисом.

Демократия: пациент скорее жив, чем мертв

В отличие от той классификации, которую дает, например, нью-йоркская правозащитная организация Freedom House, известная своей до смешного слабой информированностью о реальных событиях, Россия не находится в той же группе 'несвободных' стран, что и Китай, Куба, Иран, Ливия, Северная Корея или Саудовская Аравия. Слухи о смерти наследия демократической революции в России пока что сильно преувеличены.

Существует свобода собраний, в том числе и для политической оппозиции, и, хотя телевидение и находится под контролем государства, в прессе нет никакой цензуры, и во многих публикациях содержится серьезная критика Кремля. Люди имеют право выходить на демонстрации, организовывать политические партии и распространять собственные взгляды. Однако опасность все же существует.

За последние несколько лет центр тяжести в стран очень существенно сместился в сторону Кремля. Политические и социальные 'амортизаторы' и 'стабилизаторы', характерные для демократии - местное самоуправление, парламентская оппозиция, независимый суд - ослаблены и выхолощены. В последнее время политическая система не отличается стабильностью - рейтинг популярности Путина стабильно падает и уже достиг самого низкого уровня с 2000 года, и количество доверяющих президенту респондентов впервые снизилось до уровня менее 50 процентов, - и теперь система может развалиться, если по ней будет нанесен достаточно сильный удар.

Отчего же такой удар может последовать? Например, от экономической стагнации или даже спада, а также от нежелания российских предпринимателей вкладывать в систему деньги. Опасные последствия может вызвать и недовольство народа неэффективной системой государственного управления, особенно ее коррумпированностью. В январе и феврале этого года страна была потрясена массовыми акциями протеста пенсионеров, недовольных реструктуризацией системы социального обеспечения в стране.

Борьба с терроризмом - наш туз в рукаве

Кроме всего прочего, до сих пор остается весьма реальная возможность того, что чеченские террористы решатся на совершение очередной масштабной акции. Доверие народа к своему правительству очень серьезно упало после того, как в прошлом году в результате нападения на школу в Беслане погибло 330 человек, половина из которых были детьми. Еще одна такая резня - и рейтинг популярности Путина сорвется в штопор, что может вызвать сбой, если не полное разрушение, вообще всей системы государственной власти.

Что же могут и должны сделать Соединенные Штаты, чтобы не допустить подобного кризиса? Ведь влияние США в российской экономике до сих пор значительно, хотя она уже крепче стоит на ногах, нежели в 90-е годы, когда страна не могла развиваться без поддержки Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Даже в советские времена позиция общественного мнения в США много значила для Кремля, особенно тогда, когда эту позицию до него доносили президенты на встречах на высшем уровне. Русским хочется, чтобы среди 'цивилизованных' стран их приняли как своих - например, на экономических саммитах 'большой восьмерки', где участие России в очень большой степени поддерживается теми же США. Что бы в России ни говорили по поводу 'многополярного' мира и как бы ни протестовали против 'гегемонии' (или, другими словами, 'господства') Америки, именно на Соединенные Штаты, а не на Китай, не на Германию и не на Францию смотрит Москва и российский народ как на модель экономической мощи и политической стабильности. Партнерство с США необходимо для поддержания российской национальной гордости.

Визит в Россию дает Бушу возможность использовать влияние своей страны. Во-первых, в воскресенье вечером, когда он встретится с Путиным за обедом один на один, Буш мог бы снова отразить обеспокоенность рецентрализацией политики и экономики, а, во-вторых, с его стороны было бы разумно обратить внимание Путина на то, что власти и общественное мнение США придают огромное значение президентским выборам в России, которые пройдут в 2008 году. США признают их результаты только в том случае, если выборы будут свободными и честными. Любые закулисные действия, направленные на то, чтобы обеспечить результат, не отражающий волю народа - например, что-нибудь похожее на недавние действия в соседней Украине - не только будут означать конец партнерства с Соединенными Штатами, но и превратят Россию в государство-парию.

Леон Арон - постоянный сотрудник и директор исследовательских программ по России в институте American Enterprise. Автор книги 'Ельцин: жизнь революционера' (Yeltsin: A Revolutionary Life).

____________________________________________________________

Избранные сочинения Леона Арона на ИноСМИ.Ru

Институты. Реставрация. Революция ("American Enterprise Institute", США)

Либертистан ("The Wall Street Journal", США)

Пенсионная реформа в России: шаг к капитализму ("The American Enterprise", США)

Риски Путина ("American Enterprise Institute", США)

Российская нефть и безопасность США ("The New York Times", США)