Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Мы в огромном долгу перед русскими'

Три вопроса к Лорану Жоффрену (Laurent Joffrin), главному редактору 'Le Nouvel Observateur'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
9 мая - не подходящий день для таких напоминаний. Французы, как и другие нации, многим обязаны русским. Мы в неоплатном долгу перед ними. Русские шли на смерть за свою страну и ради победы над нацизмом, они считали фашизм абсолютным злом. Нужно оказать им доверие, нужно признать историческую справедливость, проявить разум, и выразить уважение к народу, который подвергся истреблению

- Что представляют собой церемонии, связанные с 60-й годовщиной победы над нацистской Германией? Какие уроки главы государств извлекут из этого мучительного прошлого?

- Прежде всего, торжества в честь 60-летия окончания войны - это знак победы свободы, знак окончания кошмара, но только наполовину, поскольку победа над нацизмом знаменует собой начало сталинизма. Но об этом тогда еще не знали. Главной опасностью был Гитлер, и он был разбит в основном с помощью войск Сталина, а Сталин был другой опасностью. Мир был освобожден от абсолютного зла, но попал в руки другого зла, столь же варварского.

8 мая символизирует надежду, которая вновь рождается в середине 20-го века, когда создавалось впечатление, что воцарится бесконечная ночь. 8 мая - это также подлинный день рождения Европы. Чтобы подобный конфликт никогда не повторился, великие европейские державы решили объединиться. Еще и поэтому, помимо круглой даты, торжества приняли такой размах накануне референдума о будущем Европы. Все, что было сделано в Западной Европе, было сделано для того, чтобы избежать повторения подобной войны, и это, кажется, удалось, поскольку продолжается мирный период, которому нет равных в Истории.

- Досье 'Nouvel Observateur' (от 5-го мая) посвящено тайнам противостояния между де Голлем, Черчиллем, Рузвельтом и Сталиным, после войны. Можете ли Вы нам рассказать о роли каждого, рассказать об их личности?

- Каждый сыграл важную роль. Единство было продиктовано борьбой против Гитлера. Для меня, Черчилль был самым великим из этой четверки, он воплотил в жизнь идею отказа от компромиссов с нацизмом. Целый год англичане в одиночку противостояли Гитлеру. Мы им многим обязаны. Но это Сталин и русский народ 'физически' победили нацизм. И они заплатили за это дорогой ценой, 20 миллионов погибших. Что касается Рузвельта, то он включился в войну, когда начинало восстанавливаться равновесие сил, и он склонил чашу весов в пользу союзников.

Американская мощь и их любовь к свободе несравнимы ни с чем. Де Голль - это Дон Кихот, король без королевства, человек, который хотел обрести свою страну. Если бы не великая иллюзия и мечта, у него не было бы сил.

Но, в конечном итоге, интересы четырех разошлись: британская империя должна была исчезнуть; Рузвельт, который считал, что демократию следовало установить везде, должен был пойти на уступки; Сталин аннексировал пол-Европы; а де Голль продолжал мечтать, тогда как его страна мало чем могла гордиться.

- Россия, которая дорого заплатила за победу, внесла в нее наибольший вклад, и важно об этом помнить. Но что Вы думаете о позиции Жака Ширака, который избегает того, чтобы напомнить Путину, что 9 мая - это также начало сталинского коммунистического режима в Восточной Европе, и в более широком смысле, дата начала Холодной войны?

- 9 мая - не подходящий день для таких напоминаний. Французы, как и другие нации, многим обязаны русским. Мы в неоплатном долгу перед ними. Русские шли на смерть за свою страну и ради победы над нацизмом, они считали фашизм абсолютным злом. Нужно оказать им доверие, нужно признать историческую справедливость, проявить разум, и выразить уважение к народу, который подвергся истреблению.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Если бы там не было русских. . . ("Le Nouvel Observateur", Франция)

Де Голль, Черчилль, Рузвельт, Сталин: секреты их взаимодействия ("Le Nouvel Observateur", Франция)