Россияне часто сетуют на неспособность иностранцев в полной мере оценить гигантские жертвы, принесенные их страной ради победы над нацизмом. Но в этот понедельник, когда более 50 мировых лидеров приняли участие в торжествах по случаю юбилея победы в Европе на Красной площади в Москве, Россия хотя бы отчасти удостоилась этого, вполне заслуженного, признания.
Конечно, сегодня, через 60 лет после окончания войны, ее вклад в победу не должен быть забыт или преуменьшен: погибло 27 миллионов советских граждан; страна три года вела ожесточенные бои, пока союзники, в конце концов, не открыли второй фронт на Западе; 80% потерь нацисты понесли именно в боях на Восточном фронте. Однако, при всем своем желании добиться должного признания ее заслуг, Россия до сих пор не может открыто и честно признать 'оборотную сторону' истории второй мировой войны: насилие, угнетение и страдания, которые она сама несла другим и в эти годы, и в последующий период Холодной войны.
По сей день российское правительство распространяет миф о том, что Советы были 'приглашены' в прибалтийские государства - Латвию, Литву и Эстонию - которые отошли к СССР в ходе раздела Восточной Европы Сталиным и Гитлером в 1939 г., а затем, в конце войны, после изгнания немцев, были вновь оккупированы Советским Союзом.
В этом регионе - как и во всех других, что попали под контроль Красной Армии - советская оккупация была отмечена изнасилованиями, убийствами и массовыми депортациями. Поэтому неудивительно, что лидеры Литвы и Эстонии - сегодня эти страны являются членами Европейского союза - бойкотировали торжества в Москве. В отличие от Германии и Японии, в России ни один советский чиновник не предстал перед судом за преступления, совершенные в годы войны или долгой послевоенной оккупации Восточной Европы.
Кроме того, после падения Берлинской стены немцы нашли деликатный способ обнародования имен информаторов, работавших на тайную полицию в годы коммунистического режима в Восточной Германии; в России же имена информаторов КГБ по-прежнему являются государственной тайной. Не предпринимается в России и серьезных усилий, чтобы отыскать массовые захоронения жертв сталинского террора и должным образом почтить их память.
В своем выступлении перед Федеральным Собранием в апреле этого года г-н Путин сожалел о крушении СССР, назвав его 'крупнейшей геополитической катастрофой века'. Если он считает, что способен поддерживать столь вопиющее искажение исторической истины и одновременно обеспечить движение России вперед - и к тому же, как он выразился, продолжить 'цивилизаторскую миссию российской нации на евразийском континенте' - то он глубоко ошибается.
Так, Японии до сих пор приходится расплачиваться за лукавство в отношении собственного военного прошлого периодическим обострением отношений с азиатскими странами - вспомним хотя бы недавнюю волну протестов в Китае. За другим примером Путину далеко ходить не надо. Возможно, массовая депортация чеченцев Сталиным и не является первоочередным вопросом в рамках затяжного кризиса в Чечне, но и игнорировать воздействие этого исторического фактора невозможно.
Кремлю, стремящемуся распространять полуправду о войне, не понравилось, что Джордж Буш сопроводил свой визит в Москву для участия в торжествах 9 мая остановками в Латвии, некогда подвергшейся советской оккупации, и Грузии, где недавно восторжествовала демократия. Однако подобная символическая связь между правдой о прошлом и надеждой на лучшее будущее - именно то, что сегодня следует осознать России.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Без русских победить Гитлера было бы невозможно ("The Times", Великобритания)
Память о войне не умрет никогда ("The Guardian", Великобритания)
Сначала один кошмар, потом второй ("The Financial Times", Великобритания)
История по г-ну Путину ("The Washington Post", США)
История свидетельствует, что этот марш на восток может принести несчастье ("The Guardian", Великобритания)
Мы помним День Победы ("The Economist", Великобритания)