Толпа, приветствовавшая президента Буша (Bush) в Тбилиси, была одной из самых крупных с тех пор, как Грузия завоевала независимость от Советского Союза. Сотни тысяч грузин аплодировали президенту, который восславлял их "революцию роз", отдавал должное их приверженности свободе и демократии и предостерегал соседнюю Россию от вмешательства. Приветственные крики толпы звучали как в честь первого визита американского президента в Грузию, так и в честь активной поддержки, оказанной президентом Бушем прозападной ориентации Саакашвили и его усилиям, направленным на вступление Грузии в НАТО.
Слова г-на Буша звучали музыкой для грузин. Он говорил об их смелости, которую они проявили во время демонстраций против Эдуарда Шеварднадзе полтора года назад, собравшись на центральной площади "не имея ничего, кроме роз и силы своих убеждений". Он сказал, что Грузия занимает главное место в "глобальной демократической революции", отметив, что в этой кавказской стране, как и в Украине, Киргизии и Ливане, утвердилась власть народа. И он заявил, что все государства должны уважать территориальную целостность и суверенитет Грузии - что была едва завуалированной критикой финансовой и военной помощи, оказываемой Москвой Абхазии и Южной Осетии, двум отколовшимся регионам, отвергшим все попытки Грузии восстановить в них власть Тбилиси.
Мало кто будет оспаривать взгляды Буша: революция роз была по большей части мирной, а молодой, получивший образование в США преемник г-на Шеварднадзе искренне стремится побороть коррупцию, реформировать экономику и открыть Грузию Западу. Однако время и события, в которых они были высказаны - на следующий день после бойкота Грузией отмечавшегося в Москве Дня Победы - придают словам Буша странный оттенок. Для Москвы они звучат провокационно. России не нравится враждебность страны, с которой она веками была связана узами религии, культуры и торговли. Россия обвинила Грузию в укрывательстве чеченских боевиков в горах и активно выступала против приглашения в республику американских военных инструкторов.
У России нет права диктовать свою политику другим государствам, так же, как и демонстрировать большее внимание к своим ближайшим соседям, чем Вашингтон демонстрирует по отношению к Латинской Америке. Однако у нее есть несколько козырей. Грузия практически полностью зависит от поставок российских энергоносителей, но оплачивает их с перебоями. Экономика страны рухнула бы, если бы более миллиона грузин, живущих в России, не присылали домой часть своих доходов. Россия, возможно, и поддерживает сепаратизм в двух отколовшихся регионах, однако нет никаких сомнений в том, что их население отдает предпочтение Москве, а не Тбилиси. Кроме того, у России до сих пор есть две военные базы в Грузии.
Грузия резонно настаивает, что войска должны быть выведены к 2008 году, Россия утверждает, что вывод может затянуться до 2011 года. Ливан демонстрирует абсурдность подобных отговорок. Однако г-н Саакашвили мудро и прагматично призывает к "выводу в разумные сроки". Он понимает, что хотя отношение к России и может быть враждебным, геополитическая ситуация диктует необходимость работать с русскими. Тем для обсуждения очень много. Громкие заявления и вражда, демонстрируемые обеими сторонами, не облегчат жизнь воодушевленных, но обедневших грузин.