'С Владимиром Путиным нелегко вести переговоры'. Признался немного усталый после нескольких часов переговоров в Кремле люксембуржец Жан-Клод Юнкер (Jean-Claud Juncker), действующий президент Европейского Союза, по окончанию саммита Россия-ЕС, который, тем не менее, завершился, как было объявлено, заключением разностороннего соглашения о сотрудничестве.
Стремясь во что бы то ни стало осуществить 'прорыв' после неудачного саммита в Гааге в ноябре 2004 года, нарушенного кризисом на Украине, Россия и ЕС договорились о 'дорожных картах', включающих в себя целую серию проектов, направленных на сближение в четырех 'пространствах', где они рассчитывают на сотрудничество. Это экономика, свобода-безопасность-правосудие, внешняя безопасность, наука-образование-культура. Однако вопреки надеждам и обещаниям, звучавшим в последние месяцы, сторонам так и не удалось прийти к согласию по визовому вопросу.
Прежде чем смягчить условия получения виз, Европейский Союз требует от России обязательств по возвращению в нее не только российских граждан, которые могли бы нелегально находиться в ЕС, но и всех других нелегально переправившихся в Европу через российскую территорию. 'Нельзя связывать визовый вопрос с возвращением', - протестовал вчера Владимир Путин, подчеркнув, каких огромных финансовых и материально-технических усилий Брюссель требует от России. 'У нас только с Казахстаном 1000 км неохраняемой границы!' - пояснил российский советник.
Оскомина. Все еще нерешен вопрос о границе между ЕС и Россией. Это касается границы России со странами Балтии, и в частности, с Латвией. Путин не сумел скрыть вчера волнения, неоднократно повторив, что Риге следовало бы прекратить свои 'глупые претензии'.
У российского президента действительно были вчера причины сердиться на европейцев. В то время как почти все президенты или премьер-министры ЕС находились в Москве 9 мая, этот саммит, состоявшийся 10 мая, мог бы принять совсем иной оборот, если бы они остались на день дольше. Однако Тони Блэр поставил русских в неловкое положение, даже не приехав 9 мая, и другие европейские руководители не пожелали повторить спектакль, устроенный как-то Берлускони, когда он расхвалил политику Путина в Чечне. Зато прибалты якобы требовали извинений за 'оккупацию' их стран в 1945 году.
Урезанный до классического состава (российский президент, председатель Совета и председатель Комиссии), этот саммит имел минимальный результат. Жан-Клод Юнкер, со свойственной ему иронией, заверил, что у России и Европейского Союза 'не медовый месяц, а большая любовь!'.
________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Укреплять Россию, чтобы самим стать сильнее ("El Mundo", Испания)
Неискренние соглашения Москвы ("United Press International", США)
ЕС и Россия, два актера в поисках роли ("Liberation", Франция)