Отрадно было наблюдать, какой теплый прием оказали президенту Бушу в латвийской столице Риге, и какая огромная толпа собралась, чтобы приветствовать его в Тбилиси, однако если его турне по странам бывшего СССР и стало 'попаданием в яблочко' с точки зрения пиара, то по части конкретного содержания это был 'холостой выстрел'. Главный вопрос, вызывающий озабоченность у американцев в отношениях с Россией - это ядерная безопасность и нераспространение ядерного оружия, и на этом фронте, похоже, никаких успехов не наблюдалось.
Демонстрация твердой поддержки Соединенными Штатами двух из наиболее демократических республик бывшего СССР - дело, несомненно, нужное и похвальное, хотя подобные акции не могут компенсировать резкого ухудшения отношений между США и многими крупными державами Западной Европы. Однако отнюдь не Латвия с Грузией, а именно Россия все еще имеет более 10000 ядерных боеголовок на боевом дежурстве, а также огромные и плохо охраняемые запасы 'начинки' для ядерных бомб. Кроме того, именно готовность России применить 'кнут и пряник' в отношении Ирана, вероятно, поможет удержать эту страну от последних шагов, способных превратить ее в ядерную державу.
В ходе остановки г-на Буша в Москве не прозвучало сколько-нибудь значительных новых заявлений по обоим этим направлениям; мы лишь стали свидетелями тщательно срежиссированного действа, призванного показать, что антимосковские высказывания г-на Буша за пределами России не повлияли на его дружеские личные отношения с г-ном Путиным. Более того, г-ну Путину, чьи авторитарные методы не могут не вызывать беспокойства, похоже, досталось от американского коллеги гораздо меньше, чем несомненным демократам Франклину Рузвельту и Уинстону Черчиллю - неожиданно ударившись в исторический ревизионизм, г-н Буш попенял им за то, что те смирились со сталинскими захватами в Восточной Европе, которые на деле они были просто не в силах предотвратить.
Результатом предыдущих встреч г-на Буша с г-ном Путиным становились соглашения о резком сокращении количества стратегических ядерных ракет и бомбардировщиков. На последнем саммите в феврале они объявили о договоренности ускорить осуществление совместных программ по обеспечению безопасности российских ядерных материалов в целях противодействия ядерному терроризму. Теперь необходимо урегулировать спор об ответственности [речь идет об ответственности США в случае, если действия американских специалистов, работающих на российских ядерных объектах, приведут к чрезвычайным ситуациям - прим. перев.], из-за которого осуществление этих важнейших программ может застопориться, а также предпринять совместные шаги по снижению степени боеготовности тысяч ядерных боеголовок (поскольку российская система раннего предупреждения все больше приходит в упадок, возрастает и опасность случайного запуска ракет со всеми катастрофическими последствиями). Кроме того, обе страны должны, наконец, начать выбившееся из графика сокращение тактических ядерных боеголовок - такие боеприпасы куда легче похитить или продать, чем боеголовки, установленные на стратегических носителях.
Ощутимое продвижение на этих фронтах способствовало бы и работе конференции по контролю за выполнением Договора о нераспространении ядерного оружия, проходящей сейчас в Нью-Йорке - дела там идут не слишком гладко: страны, не обладающие ядерным оружием, все активнее обвиняют ядерные державы в нежелании сокращать свои арсеналы. Любую поездку президента, в ходе которой эти проблемы не обсуждались, следует рассматривать как неудачную. Зато г-н Буш возвращается домой с большим багажом ценнейшего политического пиара, связанного с пребыванием в Риге и Тбилиси.