Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЕС и Россия, два актера в поисках роли

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На саммите в Москве ЕС и Россия дали свое пятнадцатое совместное представление. Репетиций было так много, что они могут сыграть свои роли безупречно. Но им придется сменить тональность, поскольку публика начинает скучать. С Санкт-Петербургского саммита (май 2003 г.) Россия и ЕС пытаются структурировать свои отношения вокруг 'четырех пространств сотрудничества' (экономика, правосудие и внутренние дела, внешняя безопасность и образование и культура).

Похоже, что две державы, которые встречаются вот уже в 15-й раз, устали от попыток структурировать свои отношения.

На саммите в Москве ЕС и Россия дали свое пятнадцатое совместное представление. Репетиций было так много, что они могут сыграть свои роли безупречно. Но им придется сменить тональность, поскольку публика начинает скучать. С Санкт-Петербургского саммита (май 2003 г.) Россия и ЕС пытаются структурировать свои отношения вокруг 'четырех пространств сотрудничества' (экономика, правосудие и внутренние дела, внешняя безопасность и образование и культура). Перед саммитом 10 мая стороны настроены довольно оптимистично: им кажется, что вполне возможно прийти к общему соглашению по всем четырем пространствам. Это соглашение будет сейчас оформлено в виде простых 'дорожных карт', определяющих основные трудности, которые нужно совместно преодолеть.

Переговорщики подчеркивают значение такого подхода - на основе этих 4 пространств можно будет проводить регулярные и целенаправленные консультации. По их словам, привычка к совместной работе и техническим дискуссиям позволили сохранить взаимное доверие и после политического провала саммита в Гааге (ноябрь 2004 г.), на котором Россия ушла от серьезной дискуссии по украинскому вопросу.

Программа 'новое соседство' остается основным камнем преткновения. Двойное расширение (НАТО и ЕС) в 2004 г. создало новые географические условия, несущие в себе потенциальные трения. Параллельно ЕС разработал новую европейскую политику соседства, надеясь стабилизировать отношения с окружающими его странами, не предлагая им членство в Союзе.

В то же время, Россия заметно раздражена мирными революциями в своем 'ближнем зарубежье' (Грузии, Украине и Киргизии). Самая распространенная интерпретация поводу сложившейся ситуации - Россия и ЕС не готовы вести совместную политику по отношению к странам СНГ. Но такая интерпретация во многом ошибочна. Рассматривая друг друга в качестве соперников, Россия и ЕС все больше превращаются из актеров в зрителей. В то время, как все свои силы они бросают на обсуждение технических вопросов, другие страны занимаются политикой. Пока Россия и ЕС работают над механизмами, забыв о сути сотрудничества, Грузия, Украина и Молдавия используют исторический момент и выстраивают свою национальную судьбу. И кто может их в этом упрекнуть?

Сегодняшняя пассивность России и ЕС объясняется деликатной нестыковкой между четырьмя пространствами и новым соседством. Кроме того, сторонам не удается скомбинировать свои планы. С одной стороны, ЕС сейчас слишком занят ратификацией своей Конституции и турецким вопросом. С другой, устраивая 9-10 мая пышные торжества (празднование 60-й годовщины победы, саммиты стран СНГ и Россия-ЕС) Россия пытается разрушить дипломатическую изоляцию, в которой она оказалась после революции на Украине.

Если рассматривать суть вопроса, сотрудничество между Россией и ЕС парализовано различными концепциями безопасности, которые определяют их видение общего соседства. Москва рассматривает свою безопасность с точки зрения территориальной целостности, а Брюссель говорит о проецируемой безопасности. ЕС имеет в виду внешнюю безопасность. Он хочет привлечь страны, которые не являются его членами, как Украина или Грузия, к возможным совместным операциям, избегая вопроса о своем вкладе в их безопасность. И последнее - ЕС проповедует концепцию стратегической сдержанности, которая выражается в ограниченном использовании силы. По своей истории и географии, Россия традиционно привержена логике территориальной безопасности. Миссия вооруженных сил - гарантировать территориальную целостность любой ценой. Не нужно дозировать силу, следует прибегать к ней в любых условиях.

По этой логике, соседство рассматривается как защита от внешней агрессии. Но территориальной целостности России сейчас угрожает деятельность скорее внутренних сил (которые , возможно, имеют некоторые связи за границей, но не более того), чем иностранных держав. Последний, решающий фактор: в отличие от ЕС, Россия вот уже пять лет ведет войну. Чечня остается самым кровавым конфликтом на европейском континенте. Такое положение дел обуславливает и противоположные политико-военные подходы к безопасности у России и ЕС.

Это противостояние, к которому добавляется радикальное непонимание по вопросам безопасности, открывает новые возможности для уверенных в себе лидеров (таких, как Виктор Ющенко или Михаил Саакашвили). Они стремятся самостоятельно определять политику общего соседства. Оба президента ясно высказались о своем стремлении вступить в ЕС и НАТО, чтобы обеспечить свою безопасность. И они действуют в соответствии с этими заявлениями.

ЕС и Россия должны спуститься со сцены и увидеть, наконец, что декорации изменились, иначе им придется играть свою пьесу перед пустым залом.

Томас Гомарт руководит курсом Россия/СНГ в Французском Институте международных отношений (ИФРИ)

_______________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Укреплять Россию, чтобы самим стать сильнее ("El Mundo", Испания)

Неискренние соглашения Москвы ("United Press International", США)

Россия и ЕС: не медовый месяц, а большая любовь! ("Liberation", Франция)