Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русский медведь или китайский дракон?

Не стоит упускать из виду русского медведя, но гораздо важнее сегодня следить за китайским драконом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что Владимир Путин, похоже, действительно отходит от демократических реформ, а Россия по-прежнему имеет в своем распоряжении более семи тысяч ядерных боеголовок, последняя вряд ли способна представлять для Америки серьезную угрозу, как это было не раз в прошлом. Гораздо большая опасность, которой американцы просто обязаны уделить самое пристальное внимание, исходит сегодня от Китая, стремительно набирающего обороты экономического монстра, чье процветание вызвало новую волну торговой, политической и дипломатической активности по всему миру и особенно в азиатском регионе.

Пару лет назад у меня в гостях был многообещающий молодой тележурналист из Латвии, жаждущий узнать об особенностях и методах работы американских средств массовой информации.

Зная, что он достаточно искушен в русском языке, и не найдя к западу от Скалистых гор никого, кто бы знал латышский, я предложил ему встретиться со своим другом, свободно говорящим по-русски. Реакция латышского журналиста была неожиданно резкой: 'Я не хочу встречаться или говорить с ним - у него русское имя. Я не говорю с русскими'.

Этот пример объясняет ненависть ко всему русскому, глубоко укоренившуюся в сердцах многих латышей и граждан других балтийских стран - Литвы и Эстонии - после долгих лет аннексии, оккупации и преследования со стороны советских властей. Несмотря на то, что Латвия в начале 90-х годов прошлого столетия все же смогла сбросить с себя бремя российского правления, многие граждане этого крошечного государства говорят о том, что осевшие в их стране россияне пользуются по сравнению с ними незаслуженными преимуществами.

Значит, американский президент Джордж Буш (George Bush) вовсе неслучайно решил прилететь в эти выходные в Ригу и встретиться с теперь уже демократическими лидерами Латвии, Литвы и Эстонии, проигнорировав вспышку гнева со стороны президента России Владимира Путина. Все это говорит о серьезности намерений президента США по распространению и укреплению демократии по всему миру.

Путина раздражает, по его собственному признанию, 'американское вмешательство' во внутренние дела бывших советских сатрапий, окружавших когда-то Россию. В ответ Джордж Буш возражает, что 'все граничащие с Россией страны, как, впрочем, и сама Россия, извлекут огромную пользу из распространения демократических ценностей'.

Вопреки блестяще разыгранному в Москве спектаклю, явившему миру закадычных друзей в лице лидеров двух стран, российско-американские отношения, по всей видимости, переживают не самые лучшие времена. Тем не менее, несмотря на то, что Владимир Путин, похоже, действительно отходит от демократических реформ, а Россия по-прежнему имеет в своем распоряжении более семи тысяч ядерных боеголовок, последняя вряд ли способна представлять для Америки серьезную угрозу, как это было не раз в прошлом.

Гораздо большая опасность, которой американцы просто обязаны уделить самое пристальное внимание, исходит сегодня от Китая, стремительно набирающего обороты экономического монстра, чье процветание вызвало новую волну торговой, политической и дипломатической активности по всему миру и особенно в азиатском регионе. Некоторые официальные лица в США испытывают крайнюю озабоченность планомерным ростом объема расходов китайского правительства на свои вооруженные силы. Здравый смысл подсказывает, что Китай вряд ли начнет военный конфликт, который повлечет за собой осуждение всего мирового сообщества и станет причиной отмены Олимпийских игр 2008 г. в Пекине - мероприятия, за проведение которого китайские власти так отчаянно боролись. И все же осечка может произойти - в первую очередь в Тайване, в войну за который неизбежно втянутся и Соединенные Штаты.

Однако потенциал вооруженных сил Китая значительно уступает американской военной мощи. В этой связи, несмотря на то, что китайский политический режим по характеру остается коммунистическим, его основная задача сегодня заключается в развитии экономики, которая волей-неволей должна быть основана на принципах свободного рынка.

Далеко за примером ходить не надо. Несколько дней назад мне посчастливилось слушать чрезвычайно интересный доклад бывшего исполнительного директора газеты 'Gannett' Мишель Фостер (Michelle Foster), которая весь прошлый год провела в Китае в качестве представителя Международного центра журналистов (принудительное раскрытие конфликта интересов: я являюсь почетным членом совета директоров этой некоммерческой организации, которая посылает своих специалистов в страны, где ущемляются права журналистов). Хорошо разбираясь в особенностях этой страны, Мишель сообщила нам, что наиболее значительные изменения, произошедшие за год, заключаются в том, что китайское правительство ликвидировало финансирование большинства газет и телевизионных каналов. Теперь они находятся на хозрасчете. Стоит ли говорить, что в свете своих новых задач, заключающихся главным образом в получении прибыли, все новостные руководители, сидящие в современном пятидесятиэтажном комплексе на юге Китая и ответственные за выпуск целого ряда известных печатных изданий, в буквальном смысле этого слова жаждут научиться премудростям западной методики руководства.

Все это лишний раз свидетельствует о том, что западный мир должен беспокоится не об изжившей себя коммунистической идеологии, которая, к слову сказать, не смогла оправдать себя нигде, кроме Китая, а о постепенно ее вытесняющем китайском национализме.

В последнее время Япония, Австралия и Тайвань прекратили делать словесные нападки в сторону руководства этого нового и уверенного в своих силах Китая. Индия, сама далеко не последняя страна с точки зрения экономического роста, с тревогой наблюдает за китайской экономикой, которая смогла завоевать ведущие позиции в производстве с низким уровнем издержек и в рекордно короткие сроки наводнила своей продукцией американский рынок.

Несмотря на то, что Соединенные Штаты географически не являются азиатским государством, они во что бы то ни стало должны оставаться ключевым игроком в этом регионе. Они должны быть осторожны во всем, что касается помощи китайским вооруженным силам (напоминание европейским политикам). Они должны настаивать на улучшении ситуации, касающейся прав и свобод человека, и при этом заручится поддержкой Китая в инициативе, направленной на прекращение северокорейской ядерной программы. Успех китайской экономики может поспособствовать усилению конкурентоспособности Америки в вопросах образования, особенно это справедливо во всем, что касается доморощенных инженеров и ученых. Один из моих друзей посетовал на то, что его дочь, закончившая недавно Колумбийский университет, была единственной американкой в группе из двадцати кандидатов наук.

Не стоит упускать из виду русского медведя, но гораздо важнее сегодня следить за китайским драконом.

___________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Медведь обхаживает Дракона ("Corriere Della Sera", Италия)

__________________________________________________________

Избранные сочинения Джона Хьюза на ИноСМИ.Ru

Трудности перевода. На русский ("Christian Science Monitor", США)

Факторы Китая и России в американской внешней политике ("Christian Science Monitor", США)

Антирелигиозный путь России ("Christian Science Monitor", США)