Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия стремится к победе своей модели 'управляемого капитализма'

Вчера Владимир Путин подписал соглашение о широком сотрудничестве с ЕС

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Саммит Россия-ЕС дал Владимиру Путину еще один повод попытаться успокоить собеседников своими либеральными убеждениями. В понедельник он еще раз публично подтвердил, что 'твердо намерен продолжать развивать рыночную экономику'. Притом он поддерживает 'либералов' в правительстве, вопреки мнению своего окружения, состоящего из 'силовиков' - управленцев

Вчера на саммите в Москве Россия и Европейский Союз одобрили соглашение о сотрудничестве в четырех 'общих пространствах'. В экономической области они приняли решение создать открытый и интегрированный рынок между ЕС и Россией, снизить барьеры, мешающие торговле и притоку инвестиций и способствовать реформам, идущим на пользу рыночной экономике. Они решили также укреплять сотрудничество в области телекоммуникаций, транспорта и промышленности.

Саммит Россия-ЕС дал Владимиру Путину еще один повод попытаться успокоить собеседников своими либеральными убеждениями. В понедельник он еще раз публично подтвердил, что 'твердо намерен продолжать развивать рыночную экономику'. Притом он поддерживает 'либералов' в правительстве, вопреки мнению своего окружения, состоящего из 'силовиков' - управленцев, и, несмотря на постоянную критику, которой они подвергают его экономическую политику.

Тем не менее, похоже, эти самые 'управленцы' за кулисами и держат в своих руках все бразды правления, используя 'модель бизнеса', которая так же далека от старой советской плановой системы, как и от либеральной шоковой терапии, проведенной в некоторых странах Центральной Европы после краха коммунизма. Отстаиваемый ими 'управляемый капитализм', по мнению Жака Сапира (Jacques Sapir), ученого из Высшей школы социальных наук - Ehess (1), напоминает скорее модель реконструкции, насаждавшуюся японским правительством после Второй мировой войны под строгим надзором знаменитого МИТИ (2).

Являясь министром промышленности и энергетики, Виктор Христенко должен бы быть проводником этой новой эры. Если он добьется успеха, ему удастся спасти Россию от возвращения в мировой экономической иерархии в ранг простых производителей сырья. Христенко же наоборот стремится использовать часть доходов от нефти на возрождение лидера национальной экономики - авиастроение. Рассматриваемый в настоящее время Думой закон о недрах должен дать ему дополнительные средства на эти цели. Выдача лицензий на разработку 'стратегических' месторождений будет предоставляться только тем предприятиям, где доля российского капитала составляет не менее 51%.

Тем не менее, этот проект закона позволит несколько смягчить абсолютный контроль государства над нефтяной рентой. Изымая 90% из оборота нефтяных компаний при ценах, превышающих 25 долларов за баррель, правительство начинает опасаться постепенного снижения добычи из-за отсутствия разведки новых месторождений. 'Инвестиции в нефтегазовую отрасль не превышают того, что необходимо для простого поддержания уровня добычи нефти, достигнутого в первом квартале 2004 года', - предостерегает Поль Юнсенже (Paul Hunsinger), руководитель французской экономической миссии в Москве. Для того чтобы возобновить разведку месторождений, Виктор Христенко рассчитывает снизить налоги для тех предприятий, которые не побоятся ею заняться.

Эта финансовая манна потом должна будет участвовать в создании государственного авиастроительного полюса, который правительство расценивает как 'стратегический'. Тарифная защита также должна этому способствовать. Даже несмотря на то, что она осложняет переговоры о вступлении России в ВТО (Всемирную торговую организацию). Москва не принесет в жертву свободному обмену целые грани некоторых стратегических отраслей российской промышленности. Именно из-за этого Россия ведет долгие переговоры с ВТО, прежде чем усилить тарифную защиту промышленности.

Вся российская экономическая политика и заключается в этой дилемме, которую Жерар Вильд (Gerard Wild), экономист из Центра перспективных исследований и международной информации - Cepii, сводит к тому, что он называет 'водоразделом' между управленческой моделью и либерализмом. Этот новый управляемый капитализм испытывает насущную потребность вступить в международную конкуренцию. Принадлежность к ВТО должна, прежде всего, успокоить иностранных инвесторов, как это и случилось в Китае, который, тем не менее, осуществляет полный контроль над национальной промышленностью. Но расширение торговли послужит также и побуждению 'новых капиталистов' к тому, чтобы они не впадали в спячку под сенью таможенной защиты и не вынуждали национальную промышленность работать в полсилы.

Примером этой стратегии может послужить российская автомобильная промышленность. Россия производит в расчете на душу населения столько же автомобилей, сколько их производит Аргентина, но меньше, чем Польша! Для модернизации этой стареющей отрасли метод Христенко заключается в том, чтобы сохранять высокие пошлины на импортные автомобили, в то же время поощряя импорт отдельных частей и насаждая на российской территории производство иностранных автомобилей. В результате, российские автопроизводители будут иметь доступ к тем же поставщикам, что и их конкуренты, и у них будет семь лет для того, чтобы прийти в соответствие стандартам, которых они придерживаются. Успех не гарантирован, но это, пожалуй, единственный способ.

(1) Высшая школа социальных наук. (2) В 50-х годах MITI, легендарное министерство международной торговли и промышленности, тесно связанное с деловым миром, определяло экономические приоритеты и инвестировало в нерентабельные отрасли, делая их рентабельными, прежде чем передать их в частные руки.

_____________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Возвращение 'политического прагматизма' ("The Financial Times", Великобритания)

Укреплять Россию, чтобы самим стать сильнее ("El Mundo", Испания)

Неискренние соглашения Москвы ("United Press International", США)

ЕС и Россия, два актера в поисках роли ("Liberation", Франция)

Россия и ЕС: не медовый месяц, а большая любовь! ("Liberation", Франция)