Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во имя свободы Джордж Буш и буги-вуги спляшет. Президент США не любит танцевать. Когда этого настоятельно требует его должность, он строит гримасу, несколько раз крутит Лору и спешно покидает паркет. Но приземлившись в понедельник в аэропорту Тбилиси, президент поприветствовал армию встречавших его танцоров продолжительным покачиванием бедрами. Первая в жизни танцевальная причуда Буша лишь свидетельствует о его энтузиазме в отношении мощного примера Грузии

Во имя свободы Джордж Буш и буги-вуги спляшет. Президент США не любит танцевать. Когда этого настоятельно требует его должность, он строит гримасу, несколько раз крутит Лору и спешно покидает паркет. Но приземлившись в понедельник в аэропорту Тбилиси, президент поприветствовал армию встречавших его танцоров продолжительным покачиванием бедрами. Первая в жизни танцевальная причуда Буша лишь свидетельствует о его энтузиазме в отношении мощного примера Грузии.

Став последним пунктом пятидневной поездки президента, за время которой он также посетил Россию, Латвию и Нидерланды, Грузия послужила самой яркой иллюстрацией главной темы тура - увязки демократических движений на постсоветском пространстве с его стремлением к демократии на Ближнем Востоке и во всем мире.

Десятки тысяч грузин несколько часов провели на жаре в ожидании выступления Буша на площади Свободы, где в ноябре 2003 года 'революция роз' превратила их страну в демократию. Буш надеется, что лет через 10-15 он, уже седовласый, станет почетным гостем на такой же трибуне в такой же безоблачный день, но уже в Багдаде, где его преемник расскажет о том дне, когда упала статуя Саддама, знаменуя начало 'пурпурной революции' в стране.

'Вы многим помогаете делу свободы, но самый важный ваш вклад - это ваш пример, - заявил Буш, стоя под трибунами с одетыми в красное, белое и голубое певцами, выстроенными таким образом, чтобы изображать флаги Грузии и США. - Ваша отвага вдохновляет демократических реформаторов и посылает сигнал, эхом отдающийся во всем мире: свобода - это будущее каждого государства и каждого народа на Земле'.

Когда во время исполнения гимна Грузии отключились микрофоны, толпа сама завершила песню, напомнив о спонтанной демократической акции, произошедшей на этой площади. Команда Буша явно наслаждалась горячим приемом, оказываемым президенту. Первые три дня тура они провели, волнуясь из-за более сложных отношений Америки с Россией. До приезда Буша в Москву на празднования 60-летней годовщины окончания Второй мировой войны, российский министр иностранных дел Сергей Лавров в письме госсекретарю Кондолизе Райс пожаловался, что посещение президентом Латвии и Грузии станет ненужным вмешательством в историческую зону влияния Москвы.

Но Буш, несмотря на жалобы, сценарий не изменил. На протяжении всей поездки он пытался уравновесить свой энтузиазм в отношении свободы и суверенитета бывших советских республик с уважением к России. Так, он похвалил латышей за сопротивление русским, но также призвал их уважать многочисленное русскоговорящее меньшинство. В Грузии он вызвал недовольство русских, поддержав планы местного правительства по интеграции мятежных пророссийких республик, Абхазии и Южной Осетии. Но затем признал обеспокоенность России - и, возможно, несколько ее успокоил, - предупредив Грузию о необходимости уважать права меньшинств в этих регионах.

Администрация США с подозрением относится к Путину и к его приверженности демократическим реформам. Высокопоставленный член внешнеполитической команды Буша пояснил: 'С Путиным никогда ничего неизвестно, это один шаг вперед и два назад'. Марширующие солдаты, флаг с серпом и молотом и другие символы коммунистической эпохи, появившиеся на параде Победы, наводят на мысль, что их нервозность искренна.

К концу московского визита обе стороны изо всех сил старались показать, как хорошо они ладят. Райс и Лавров провели совместную пресс-конференцию, чтобы оставить в прошлом то письмо. Два президента обнялись и широко улыбнулись, здороваясь в резиденции российского лидера, а затем прокатились на раритетной 'Волге' Путина 1956 года выпуска.

В конце концов, заявляют американские чиновники, серьезные разногласия Буша и Путина в отношении торговли и темпов демократических преобразований существуют в контексте взрослых отношений, которые превосходят минутные размолвки. И они нужны друг другу. Буш нужен Путину, чтобы помочь России вступить во Всемирную торговую организацию и поддержать его усилия по сдерживанию исламских радикалов. Буш часто восхваляет Путина за поддержку в войне с терроризмом и, особенно, за помощь в сдерживании Ирана и Северной Кореи.

Буш не единственный, кого хорошо принимали в Грузии. Страна известна своим гостеприимством, и, как сказал на пресс-конференции с Бушем президент Михаил Саакашвили, 'грузины верят, что гости - это дар от Бога'. Я лично в этом убедился. Я оказался единственным западным журналистом, остановившемся в небольшом отеле 'Бомонд' в 15 минутах ходьбы от площади Свободы. В то время как все остальные нежились под шелковыми простынями в шикарном и суперсовременном 'Марриоте', меня провели в номер, напоминавший комнату тетушки Эдны. Кровать, письменный стол и гардероб занимали почти все пространство. Я порадовался, что здесь придется провести лишь несколько часов. 'Да, пожалуй, беспроводного Интернета здесь не водится', - пошутил я про себя, разглядывая ванну размером с большой таз (и без занавески).

Перед сном я ненадолго спустился вниз, чтобы перекусить. Вернулся спустя два часа, сделав массу цифровых снимков. Владелец отеля, Сосо Гиоргадзе, открыл для меня свою кухню. Я сидел с ним, его женой, свояченицей и охранником, нанятым охранять особого гостя ночью. Мы обменивались тостами и пожеланиями нашим странам, детям и внукам. Незнание языка восполняли жестами. Тарелки с сыром, хлебом, мясной нарезкой появлялись через равномерные промежутки времени, как и коньяк 35-летней выдержки (который так меня пленил, что хотелось заснять его на пленку). Отставной капитан российской армии из Москвы выпил с нами 'чачу', грузинскую водку. Этот крепкий (65 градусов) самогон отлично прочищает организм (эту бутылку я тоже сфотографировал). Мы говорили о ценах на нефть, 27 миллионах русских, погибших во Второй мировой, и о трагедиях 11 сентября и Беслана. Все они оказались большими поклонниками Буша.

За пару часов до того, как я должен был воссоединиться с официальным пресс-корпусом Белого дома, я поднялся в номер, чтобы напечатать несколько заметок и улечься в слегка шатающуюся кровать. Когда хозяин услышал, что я собираюсь поработать, он воскликнул на ломаном английском: 'Так у нас же есть беспроводной Интернет!'