ТБИЛИСИ, Грузия, 10 мая - Имея в распоряжении Борт N1 американских ВВС, вертолет морской пехоты и бронированный лимузин, президент Буш не часто садится за руль. Может быть, именно поэтому ему трудно было включить скорость блестящей 'Волги' цвета слоновой кости и образца 1956 года, когда он гостил в воскресенье вечером на подмосковной даче российского президента. За этим занятием его и застали камеры, когда двое президентов весело махали руками из кабины раритетного российского автомобиля.
'Волга', которую недавно купил Путин, была так тщательно отреставрирована, будто только что выехала из стен музея. Она была припаркована рядом с домом для официальных встреч на территории дачи, где президенты проводили переговоры. Репортерам сказали, что президенты выйдут с переговоров и поедут на 'Волге' к находящейся неподалеку официальной резиденции Путина, где будет дан обед для четы Бушей, Путиных и нескольких их высокопоставленных помощников.
Когда президенты после переговоров вышли на улицу, Путин внезапно предложил Бушу сесть за руль, и удивленный Буш согласился. Но вскоре он запутался в рычагах ручной колонки передач и смущенно, но с решительным выражением лица попытался включить первую передачу. Путин тут же наклонился к Бушу, взялся за рычаг и включил передачу. Машина тронулась, не издавая скрежещущих звуков коробки; очевидно, Буш хорошо выжал сцепление.
Автомобиль увез президентов на обед, и представители прессы собрались к выходу. Однако вскоре репортеры, обернувшись, с удивлением обнаружили, что машина катится в их сторону через березовую рощу, фары выключены, а Буш все еще за рулем.
'Мне так понравилось, что мы решили сделать еще один круг', - сказал Буш. Эти слова, должно быть, прозвучали как музыка для советников из Белого дома, которые сутки напролет работали над продвижением мысли о том, что Буш и Путин, ведшие во время пятидневного турне американского президента по Европе войну слов о демократии и истории Второй Мировой войны, не собираются хватать друг друга за горло.
Дождь на параде для журналистов
Русские закрыли вход журналистам на военный парад в честь 60-й годовщины победы союзников над нацистами, однако российское государственное телевидение вело прямой репортаж с Красной Площади. Получилось так, что американские фотографы и телевизионщики проделали длинный путь в Москву только для того, чтобы провести важный день визита Буша в гостинице 'Россия', где они могли наблюдать за происходящим на телеэкранах. Плененные в гостинице представители средств массовой информации развлекались, смотря трансляцию того, что они назвали голливудской постановкой на Москве-реке, которая по своему размаху превзошла все информационные передачи американских компаний.
Русские установили камеры по всей Красной Площади, чтобы они показывали празднования Путина со всех ракурсов. Камеры, подвешенные на площадью на проводах, натянутых между большими кранами, подобно тому, как делают на играх в американский футбол, показывали панораму происходящего с высоты кремлевских башен. Миниатюрная камера, смонтированная в автомобиле министра обороны Сергея Иванова, показывала его, стоящего навытяжку в движущейся автомашине, когда он объезжал построенные войска, а беспроводной микрофон фиксировал каждое его слово.
Камеры были установлены в кабине и под фюзеляжем одного из военных самолетов, что промелькнули в воздушном строю над Красной Площадью, и зрители увидели струи красного и синего дыма, вылетевшие из хвостовой части самолетов в российское небо.
Камеры также показали Буша, сидящего на почетном месте рядом с Путиным, президента Франции Жака Ширака и канцлера Германии Герхарда Шредера, сидевших поблизости. Позже они запечатлели, как Буш весело разговаривал с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми и итальянским премьер-министром Сильвио Берлускони, как он приветствовал русских ветеранов Второй Мировой войны за обедом в Кремле после парада.
Камеры не запечатлели Буша рядом с диктаторами или бывшими диктаторами, подобными польскому генералу Войцеху Ярузельскому, который тщетно пытался подавить движение 'Солидарность'. Белорусский президент Александр Лукашенко, которого государственный секретарь США Кондолиза Райс недавно предупредила о недопустимости проведения в будущем году 'бутафорских выборов' в стране, названной ею последней диктатурой Европы, в воскресенье был в Москве, но в понедельник уехал.
Свобода жалоб
Во вторник Буш и грузинский президент Михаил Саакашвили в какой-то степени нашли общий язык, когда на совместной пресс-конференции в здании парламента Буш отметил, что Саакашвили жаловался на то, как с ним обходится пресса Грузии.
'Это хороший признак, - сказал Буш, - это значит, что вы свободны. Я тоже иногда жалуюсь на свою, но, конечно, не публично'.
Саакашвили, чьи критики обвиняют государство в оказании излишнего давления на средства массовой информации, был не так сдержан. Когда американские репортеры спросили его об ограничениях против грузинской прессы, вопрос попал на оголенный нерв.
'Вы можете пойти и посмотреть на телевизионные экраны. Вы увидите, насколько громок голос оппозиции, как много времени она имеет на экранах, - сказал Саакашвили. - Я хочу сказать, что в этой стране есть семь независимых телеканалов и 27 региональных телевизионных станций, и я могу сказать вам, что 95 процентов из них крайне негативно ко мне относятся. Я не знаю, что вы называете 'несвободными' средствами массовой информации. Я хочу сказать, что у нас крайне злобные и независимые средства массовой информации. Вот, например, мы тут проезжали мимо, и на огромном телевизионном экране, не знаю, сколько в нем дюймов, появился такой большой парень, и моя жена как бы отреагировала и спросила: 'Кто это, черт возьми?'.
Здесь Саакашвили фыркнул от смеха. Он тогда сказал жене в ответ: 'Это один из лидеров оппозиции осуждает меня'.