Беседа корреспондента РФИ, Доминика де Курселя, с Жаком Сапиром, специалистом по России и профессором EHESS.
Вопрос: Вчера между Россией и Европейским Союзом был заключен договор, являющийся логическим продолжением соглашения от 1997 года. Что же принципиально нового содержится в договоре?
Ж.С.: Первый вариант договора между двумя странами содержал в основном пункты сотрудничества в области энергетики. В обновленный вариант включены параграфы, касающиеся высоких технологий, образования, культуры и политики. Тем не менее, надо понимать, что на сегодняшний день именно экономическое сотрудничество составляет основу отношений Россия - ЕС.
Однако, ясно, что между Россией и отдельными странами Евросоюза, такими как Франция и Германия, установились не только более тесные политические отношения, что вылилось в единодушное неприятие военной операции США в Ираке, но и привилегированные отношения в области промышленности и ВПК.
Я полагаю, что заключенный в Москве договор как бы немного замедляет темпы сотрудничества между Россией и ЕС в целом, но дает мощный дополнительный импульс для развития отношений с двумя ведущими державами Европы.
Вопрос: Известно, что сторонам было нелегко достигнуть этого соглашения, во многом из-за последних событий на Украине, в Грузии и Прибалтике. Что же представляет собой новый договор?
Ж.С.: Это своего рода компромисс, причем не только между Россией и ЕС, но и внутри самого Евросоюза. Сегодня в ЕС четко вырисовываются две различные политические линии в отношении России: с одной стороны, 'франко-германская', поддерживаемая такими странами как Италия, Испания и Бельгия, и, с другой стороны, 'польская'. Без сомнения, сегодня в ЕС наблюдается явный раскол в области общей внешней политики.
Вопрос: Как Вы полагаете, не скажется ли этот раскол на перспективах сотрудничества между Россией и ЕС?
Ж.С.: При нынешнем положении вещей заключенный договор представляет собой максимум возможного. Причем этот максимум уже сегодня никак не удовлетворяет аппетиты Германии и Франции. Можно прогнозировать грядущий кризис внутри Евросоюза именно в сфере единой политики по отношению к Москве. Возможность проведения общей внешней политики в рамках 15 государств уже сомнительна, а в рамках 25 она просто невозможна!
Вопрос: Что имеет в виду Владимир Путин, говоря о строительстве 'единой Европы без разделительных линий'?
Ж.С.: Несмотря на то, что Россия даже не является кандидатом на вступление в Европейский Союз, привилегированные отношения между Москвой, Парижем и Берлином позволяют надеяться на возможность будущего пересмотра самой концепции построения ЕС и задания определенного вектора развития, направляющего Россию по общеевропейскому пути.
____________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Российский 'управляемый капитализм' ("Le Figaro", Франция)
Возвращение 'политического прагматизма' ("The Financial Times", Великобритания)
Укреплять Россию, чтобы самим стать сильнее ("El Mundo", Испания)
Неискренние соглашения Москвы ("United Press International", США)
ЕС и Россия, два актера в поисках роли ("Liberation", Франция)
Россия и ЕС: не медовый месяц, а большая любовь! ("Liberation", Франция)