Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Так при чем здесь Ялта?

Буш перекраивает историю и возвращается к урокам советской экспансии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Да уж, давненько Ялта не попадала в заголовки новостей - лет этак пятьдесят. Однако если европейское турне Джорджа У. Буша чем-то и запомнится, то именно его 'зажигательной' речью в латвийской столице Риге: он обвинил Рузвельта и Черчилля в том, что на Ялтинской конференции в 1945 г. они согласились отдать Восточную Европу во власть советского коммунизма. Те, кого ошеломила бушевская дерзость, просто не понимают характера нынешней администрации - как она смотрит на мир, кто ей небезразличен (и безразличен), в чем состоит суть ее дипломатии и политики

Да уж, давненько Ялта не попадала в заголовки новостей - лет этак пятьдесят. Однако если европейское турне Джорджа У. Буша чем-то и запомнится, то именно его 'зажигательной' речью в латвийской столице Риге: он обвинил Рузвельта и Черчилля в том, что на Ялтинской конференции в 1945 г. они согласились отдать Восточную Европу во власть советского коммунизма. Те, кого ошеломила бушевская дерзость, просто не понимают характера нынешней администрации - как она смотрит на мир, кто ей небезразличен (и безразличен), в чем состоит суть ее дипломатии и политики.

Недавно мне довелось встретиться в Белом доме с Майком Герсоном (Mike Gerson), президентским спичрайтером. В своей обычной самоуничижительной, обтекаемой манере Герсон рассказал мне, что готовит проект речи для европейской поездки. Он работает над ним не покладая рук. Президент явно считает это выступление очень важным. Герсон, правда не упомянул о том, что его босс намеревается 'пустить под нож' всю послевоенную традицию великодержавной дипломатии. Но именно этого и следовало от него ожидать. Ведь по мнению 'бушландии', существует масса оснований, чтобы поднять вопрос о Ялте. Вот некоторые из них:

1. НОТАЦИЯ ДЛЯ ПУТИНА. Владимир Путин - уже не тот милый 'Пути-пут' [прозвище, которое Буш дал Путину - прим. перев.], что прежде. Он показал свое истинное лицо: бывший гэбэшник методично склеивает из осколков советского государства новый централизованный режим. Бушу не мог оставить это без внимания, ведь путинская узурпация власти не нравится двум столпам политической опоры Буша: ветеранам-антикоммунистам и молодым корпоративным менеджерам и инвесторам. И те и другие хотели, чтобы он прочел Путину нотацию. Но лучше было сделать это ДО прибытия в Москву - и уж точно до поездки в 'Волге' вместе с другом Владом перед объективами телекамер.

2. 'ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ' КОАЛИЦИЯ. Прибалтийские государства, как и большинство стран Восточной Европы, задействованы в войнах и 'восстановительных мероприятиях' на Большом Ближнем Востоке. Без них список участников антисаддамовской коалиции выглядел бы постыдно коротким. Все три прибалтийских государства направили воинские контингенты в Афганистан и Ирак. Чтобы укрепить их боевой дух и косвенно призвать не отклоняться от курса, президент попытался провести прямую параллель между Сталиным и Саддамом Хусейном. Идея выглядит так: Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль уступили усатому террористу, и вы лишились свободы. Сегодня мы не должны повторять эту ошибку.

3. Я - НЕ КОПИЯ ОТЦА. Президент Буш изо всех сил подчеркивает, что его мировоззрение диаметрально противоположно взглядам его отца. И, вспоминая о Ялте в канун шестидесятилетия окончания второй мировой войны, он получил возможность в очередной раз заявить об этом. В практической политике Буш Первый придерживался простого кредо: 'Принимай мир таким как есть'. В годы второй мировой войны он был морским летчиком и принимал участие в опасных заданиях. Он на собственном опыте узнал, что такое война, и не поддерживал агрессивный антисоветизм в духе сенатора Джо Макарти (Joe McCarthy), как, кстати и дед нынешнего президента, сенатор Прескотт Буш (Prescott Bush) выступавший против маккартизма. Сегодня в Риге внук сенатора называет Ялту чуть ли не предательством.

4. ЛУЧШЕ СПОРИТЬ О СОБЫТИЯХ ПРОШЛОГО, А НЕ НАСТОЯЩЕГО. Метод Буша (и Карла Роува [Karl Rove - политический советник Буша - прим. перев.]) состоит в том, чтобы превращать любые политические дебаты в спор об основополагающих принципах и истории. Буш мыслит черно-белыми категориями. Замечания в адрес Ялты, которые критики президента считают проявлением упрощенчества и невежества, несомненно отражают его искренние убеждения. Но подобные радикальные заявления преследуют и тактическую цель. Они позволяют Бушу и Роуву перенести 'боевые действия' на территорию противника и уклониться от обсуждения конкретных деталей нынешней ситуации. Будь вы Бушем, о чем бы вы предпочли дискутировать: о Великой идее распространения демократии по всему миру, или конкретных неприглядных фактах нынешней ситуации в Ираке?

5. ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ГОРОДСКИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ. Порабощение коммунистами Восточной Европы до сих пор весьма эмоционально воспринимается пожилыми американскими избирателями, чье этническое происхождение связано с этим регионом. Республиканская партия традиционно апеллирует к таким избирателям - истоки этой стратегии, как ни парадоксально, восходит к истерической ксенофобии времен маккартизма, которая, впрочем, никак на нее не повлияла. Католики тогда молились за возрождение церкви в матушке России, а заодно и других странах Восточной Европы, находившихся под властью коммунистов. В 1960х гг. республиканцы начали вплотную работать с этой категорией избирателей. Легендарный стратег Республиканской партии Артур Финкельштейн (Arthur Finkelstein) даже придумал для них специальное название - 'периферийные городские этнические группы': не только потому, что местом их проживания стали нью-йоркские окраины, но и из-за их 'периферийного' положения на этнической 'карте' американского населения. Будучи католиками, они не относятся к хорошо известным и многочисленным общинам ирландцев и итальянцев. Этих избирателей - венгров, поляков, литовцев и др. - Роув и сегодня не оставляет без внимания.

6. ВОЗМОЖНО, БУШ ПРАВ? Буш назвал Ялтинские соглашения 'несправедливыми' и приравнял их к политике 'умиротворения' Гитлера, которую проводил Запад в предвоенные годы. Мягко говоря, довольно жесткое замечание. Но историки-'ревизионисты' - которых сегодня уже никто не обвинит в поддержке маккартизма - все громче задают вопрос, не следовало ли Черчиллю и Рузвельту жестче вести себя в отношении Сталина. Однако этот же вопрос можно задать и нынешнему президенту в связи с его политикой в отношении, скажем, Северной Кореи. Соседи КНДР сегодня живут под угрозой ядерного нападения, и к тому же нельзя исключать возможность, что Ким Чен Ир откроет исламским террористам доступ к своему неконтролируемому ядерному арсеналу. Это что, справедливо? И где же тот бдительный, жесткий, смелый западный лидер, который сумеет избавить мир от этой угрозы? Если эту роль не сыграет Освободитель Ирака, то кому она тогда по плечу?

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Новый Буш ("Le Figaro", Франция)

Пляски Джорджа Буша ("Time", США)

Путин помогает Бушу включить скорость ("The New York Times", США)

Уроки Второй мировой войны для Буша ("The Boston Globe", США)

Буш и Грузия ("The Times", Великобритания)

Пиар в Тбилиси ("The New York Times", США)

Буш в Грузии адресует свое выступление Путину ("The International Herald Tribune", США)