Похоже, что общественность умасливают перед дальнейшими ограничениями индивидуальных свобод во имя битвы с терроризмом. Глава департамента федерального генерального прокурора Роберт Корнэл доказывал в выступлении на конференции по вопросам безопасности в Канберре, что наши представления об индивидуальных свободах могут быть неприемлемыми в век терроризма. Такие права, утверждает г-н Корнэл острожным языком мандарина, должны уживаться с тем, что он называет общественными правами (в выражениях Всеобщей декларации прав человека - правом на жизнь, свободу и безопасность личности). Отражениями этих общественных прав являются расширенные полномочия АОРБ [Австралийской организации по разведке и безопасности] по задержанию и ведению допросов подозреваемых в терроризме на срок до недели, право генерального прокурора запрещать террористические организации и воспрепятствование освобождению под залог обвиняемых в терроризме.
Г-н Корнэл верно указывает на то, что для взрывников-самоубийц - в отличие от других преступников - закон и угроза наказания не являются сдерживающими факторами. Из этого следует вывод - хотя г-н Корнэл из осторожности воздерживается от того, чтобы сформулировать его - что антитеррористические законы должны разрабатываться с целью недопущения преступлений посредством не устрашения, а предупреждения. Они должны позволять правоохранителям искать и обезвреживать террористические организации до того, как те начнут действовать. В этом оправдание расширения полномочий АОРБ, а для нового суда, о котором мечтает начальник г-на Корнэла генеральный прокурор Филипп Раддок - сниженного стандарта доказательности, требуемого для осуждения. Ясно, что именно в этом и заключена опасность.
Вспышка исламофашизма является лишь последней угрозой открытым обществам. Коммунизм прошлого века так напугал правительства по всему миру, что те приняли репрессивные законы о безопасности. Коммунизм сейчас мертв, но законы во многих местах остались. В руках неразборчивых лиц они являются легкодоступной юридической основой для тирании.
Опасения в отношении возможности злоупотребления официальной властью в Австралии не являются праздными измышлениями тех, кто слишком чувствителен для современного мира. Злоупотребления властью происходят сейчас. Они происходят здесь. Призывы к австралийцам смириться с тем, что бюрократии могут быть предоставлены большие полномочия - ибо суть аргумента именно такова - были бы более убедительными, если бы бюрократы показали себя аккуратными блюстителями тех прав, что они уже имеют.
Между тем, Австралия уже нарушает индивидуальные свободы в области, не слишком далекой от безопасности - обязательным содержанием в заключении просящих об убежище. Как показывает растущее число скандалов вокруг этой политики - дело Рау, дело Солона, дело аль-Катиба - наши бюрократы и те частные предприниматели, которым правительство делегирует свои полномочия, могут оказаться весьма далеки от приемлемых стандартов в использовании такой власти.
Общественность в целом имеет все основания опасаться, что дополнительная власть в их руках приведет к еще большим злоупотреблениям. И кто заступится за тех, кого задержат по ошибке? Да, мало кто из наших политиков. Как показали случаи с Хабибом и Хиксом, большинство и само готово пустить должные процедуры по ветру и в своекорыстных целях разжигать страх общественности перед терроризмом.