Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Валдас Адамкус: 'Русские должны сказать: да, СССР оккупировал страны Балтии'

Президент Литвы побывал вчера в Париже на заседании ЮНЕСКО. Он дал интервью 'Figaro'.

Валдас Адамкус: 'Русские должны сказать: да, СССР оккупировал страны Балтии' picture
Валдас Адамкус: 'Русские должны сказать: да, СССР оккупировал страны Балтии' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
День Победы над нацизмом - великий день. И Литва приветствует эту важнейшую победу, это также и наша победа. Много литовцев погибло во время немецкой оккупации. Я говорю о собственном опыте. Я тогда был молодым человеком, мне было всего 17 лет, и я участвовал в сопротивлении, я выпускал газету против нацистов. Вот почему 8 мая, на всех наших кладбищах, мы отмечали день Победы. И, в частности, мы отдали дань уважения русским, которые сражались против нацистов

Le Figaro. - Вы бойкотировали церемонии, посвященные 60-й годовщине победы над нацистской Германией. Ваше решение было мотивировано отказом президента Путина осудить подписание пакта Молотова- Риббентропа и советскую оккупацию?

Валдас Адамкус. - День Победы над нацизмом - великий день. И Литва приветствует эту важнейшую победу, это также и наша победа. Много литовцев погибло во время немецкой оккупации. Я говорю о собственном опыте. Я тогда был молодым человеком, мне было всего 17 лет, и я участвовал в сопротивлении, я выпускал газету против нацистов. Вот почему 8 мая, на всех наших кладбищах, мы отмечали день Победы. И, в частности, мы отдали дань уважения русским, которые сражались против нацистов.

Но 9 мая - это проблема. Ибо для Литвы эта дата означает начало новой, советской оккупации. Полный крах фашизма, как в лице нацистов, так и в лице сталинистов, наступил только спустя пятьдесят лет оккупации, когда, наконец, мы получили независимость. Более 350 000 литовцев было брошено в тюрьмы и концентрационные лагеря при советской власти! Следовательно, мой поступок - прежде всего, взывает к морали. Я не поехал в Москву, чтобы стоять на Красной площади и улыбаться, делая вид, что доволен, что фашизм был уничтожен 9 мая 1945 года, тогда как для литовцев, этого не произошло.

Хуже того, Владимир Путин говорит нам: 'О какой оккупации Вы говорите?'. Он объясняет нам, что Россия осудила подписание пакта Молотова-Риббентропа при Ельцине, и что этого должно быть для нас достаточно. Я отвечаю на это: 'Мы не нуждаемся в извинениях. Мы хотим услышать только одно: да, Россия оккупировала страны Балтии и удерживала их силой в течение пятидесяти лет'. На этом можно поставить точку. После того как это будет сказано, можно двигаться вперед. Но российские власти отрицают эту реальность, российские власти утверждают, что оккупации не было! Кто им поверит?

- Почему русским так трудно осудить преступления Сталина?

- Это хороший вопрос. Я не могу этого понять. Быть может, в России есть группа людей, которые не хотят признать то, что произошло, рискуя разрушить образ России в глазах западного мира?

- Эта неспособность признать прошлое касается и самого Путина. Разве не заявил он, что распад СССР был 'величайшей геополитической катастрофой XX-го столетия'?

- Я считаю, что трудно приписывать заявления подобного типа российскому обществу в целом, обществу, которое хочет установления подлинной демократии. Президент Путин противоречив. С одной стороны, он говорит, что хочет сотрудничать с Западом, но, в то же время, он делает подобные высказывания, что идет в разрез со всеми нашими ценностями:

- Полемика вокруг 9 мая обнажила глубокие разногласия между Францией и Германией, с одной стороны, и странами новой Европы, с другой, в подходе к российскому вопросу. Париж требует снисхождения, Вы требуете большей твердости принципов. . .

- Франция никогда не подвергалась оккупации со стороны Советского союза! А мы прямо соседствуем с Россией. Для нас сотрудничество с такой большой страной, как Россия - это больше чем желание, это мечта. У России есть способности и ресурсы для того, чтобы обеспечить стабильность на континенте и высокий уровень жизни во всем регионе. На мой взгляд, ЕС следовало бы сделать более ясные заявления о том, что союз готов принять Россию в свои члены. При условии, что Россия осуществит внутренние реформы, необходимые для того, чтобы отвечать требованиям вступления.

- Россия не является кандидатом. . .

- Мы можем ее пригласить. Чтобы открыть перед ней долговременные перспективы.

- Сегодня во Франции дебаты о европейской конституции - в самом разгаре. Что Вы думает об ответе 'нет', подразумевающем неприятие Восточной Европы?

- Мы очень внимательно следим за ходом дискуссии. Для нас невозможно представить себе будущее Европы без Франции. Если бы конституционный договор затрагивал бы суверенитет государств, ответ 'нет' был бы более понятен. Но ведь этого не подразумевается. И я думаю, что это усиление позиций тех, кто хочет сказать 'нет' Конституции, связано с вопросами внутренней политики. Что касается опасений, которые вызывает Восточная Европа, то они необоснованны.

Мы не собираемся обрушиваться на Западную Европу. Согласно недавно проведенному опросу, 80% литовцев хотят остаться в Литве. И 80% тех, которые хотят покинуть родину, желают впоследствии вернуться домой. Делокализация - это в большой степени временное явление, поскольку рост уровня жизни быстро нивелирует преимущества работы за границей. Делать стратегический выбор, исходя из критериев переходного периода, на мой взгляд, является не лучшим решением.

____________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Вайра Вике-Фрейберга: 'Если Россия к 9 мая будет не готова, мы можем подождать' ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Страшно подумать! ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Русские рассержены Эстонией и Литвой ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)

Коммунистическое прошлое преследует бывшие сателлиты Москвы ("Le Monde", Франция)

Вайра Вике-Фрейберга: "Россия должна понять нашу позицию" ("Le Monde", Франция)

Витаутас Ландсбергис: На торжества по случаю Победы в Москву? ("Die Welt", Германия)

Антанас Валионис: 'Наши требования к России скорее морального плана' ("Le Figaro", Франция)

Новая восточная политика ("Berliner Zeitung", Германия)

9 мая 1945 года: Горькая годовщина на Востоке ("Liberation", Франция)

Президент Латвии: 'Освобождены Красной Армией? Неслыханно!' ("Die Presse", Австрия)